Монахиня Силуана, в миру Надежда
Андреевна Соболева, родилась в 1899 году в Москве.
После революции жила в эмиграции, участвовала в
возрождении церковной жизни в Париже, вела
переписку с великим афонским старцем Силуаном.
После войны Надежда Андреевна вернулась на
родину, приняла монашеский постриг с именем
Силуана, стала насельницей Пюхтицкого монастыря.
Скончалась 9 октября 1979 года.
Келья матушки Силуаны была открыта для всех,
жаждущих живой веры, тепла и радости. Многие из
приезжавших в Пюхтицу хранят в памяти и в сердце
ее рассказы и воспоминания. Эти рассказы
дополняют повествование о ее жизни, так тесно
связанной с духовной историей нашей Отчизны, с
судьбами русского зарубежья. А рассказчицей
матушка Силуана была замечательной...
Однажды в 1931 году в нашем
Трехсвятительском храме я увидела статного
иеромонаха, похожего на грека. Епископ Вениамин
(Федченков. – Прим. ред.) служил
Божественную литургию иерейским чином. Народу
было немного, так как день был будничный.
После обедни владыка пригласил всех
присутствующих на чашку чая (обычно к чаю каждый
приносил кто что мог и складывал в особую корзину
у входа в храм). Приглашенный вместе со всеми
иеромонах оказался, к моему удивлению, не греком,
а англичанином-католиком. Лорд Бальфур – так его
звали – был третьим сыном и по традиции, принятой
в высокопоставленных британских семействах,
должен был избрать духовное поприще. Его с
детства готовили к служению Церкви. Он окончил
иезуитский колледж, потом получил высшее
богословское образование, после чего принял
монашеский постриг и священство в Париже.
Женщины плакали во время пострига – уж очень
красив был молодой лорд.
После пострига семья выделила причитавшуюся ему
часть наследства, и он поехал в Рим, чтобы
преподнести это наследство папе и получить от
главы католической Церкви послушание. Папа
ласково принял иеромонаха Давида Бальфура и,
несмотря на молодость, выделил ему в Бельгии
участок земли под устройство монастыря, в
котором должны были готовить кадры для борьбы с
Православием.
Монастырь был создан. Там изучали русский и
церковно-славянский языки, православную
иконографию, собирали библиотеку православных
отцов Церкви, полемизируя с ними, писали статьи и
книги. Монахи должны были по возможности глубже
узнать Православие и потому даже по внешности
старались походить на православных монахов.
В случае успеха в деле создания
монастыря перед лордом Давидом Бальфуром
открывалась прямая дорога на место кардинала в
Польшу. В Париже он оказался с тем, чтобы
ознакомиться с новым православным приходом,
находящимся в юрисдикции Московской Патриархии.
В конце долгой духовной беседы за чашкой чая
владыка Вениамин, ласково взяв за плечо
иеромонаха Давида, сказал: "Хороший батюшка,
одного не хватает – в Православие надо
переходить!"
На лице отца Давида молнией сверкнул гнев, даже
некоторым из присутствующих замечание владыки
Вениамина показалось неуместным и могущим
задеть религиозные чувства католика. Этот
иеромонах, как необычный гость, надолго остался в
нашей памяти.
Приблизительно через год в библиотеку при нашем
храме зашел Владимир Николаевич Лосский
(известный богослов, сын философа Николая
Лосского) и сказал: "Помните иеромонаха
Бальфура? Он уже шестой месяц гостит у папы
Римского, подбирая материалы против Православия,
и собирается на Афон за дополнительными
документами".
Прошло еще некоторое время, и мне сообщили, что
Бальфур с Афона поехал в Литву и живет у
митрополита Елевферия. Что ему там делать? И
наконец пришло известие: отец Давид Бальфур
перешел в Православие.
И вот в 1933 году в Вербное воскресенье
владыка Вениамин объявил с амвона: "Иеромонах
Давид Бальфур перешел в Православие и едет в
Париж. Он должен быть здесь в конце Страстной
недели и вместе с нами совершить пасхальное
богослужение, а после разговения он расскажет
нам обо всем сам".
Наступил день Пасхи. За литургией причащались
все присутствовавшие в храме. Епископ Вениамин
служил с теми из парижского духовенства, кто
остался верен Матери-Церкви. Среди сослужащих
владыке был и иеромонах Давид.
В четвертом часу все поднялись наверх, уселись:
духовенство – за столом, а остальные устроились
кто где смог, и владыка Вениамин, представив нам
отца Давида, сказал: "Батюшка вам обо всем
расскажет".
Поднялся молодой иеромонах и начал говорить
по-русски с легким акцентом: "Несколько лет
тому назад я присутствовал на съезде
православной молодежи во Франции. Все участники
съезда причащались Святых Христовых Таин, я один
остался "отлученным". Сегодня моя радость
исполнилась, я не только был участником
Божественной литургии, но и сподобился быть
причастником Святой чаши.
В течение полугода я был гостем папы Пия XI и
затем командирован на Афон, чтобы найти в
монастырских библиотеках один документ, могущий
помочь католической Церкви в борьбе против
Православия.
На Афоне я остановился в одном из греческих
монастырей. Все мои розыски были безуспешны. Мне
оставалось посетить только русский
Пантелеимонов монастырь, находящийся на
противоположной стороне полуострова. Дорога
туда была тяжелой, и я все откладывал посещение,
пока наконец собрался.
Подойдя к монастырю, я вошел в открытые
ворота, очутился во дворе и встал, озираясь по
сторонам и никого не видя. Но вот открылось
окошко, из которого показалась голова старца,
спросившего, что нужно страннику. Я ответил, что
прошу разрешения игумена ознакомиться с
библиотекой. Старец сказал, что спросит
благословение у наместника. Возвратившись, он
пригласил меня следовать за ним. Провожая меня в
библиотеку, он остановился у дверей одной из
келий и сказал: "Когда закончите, не зайдете ли
ко мне побеседовать?" Я про себя подумал, что
заходить не буду: что мне может сказать
интересного этот наверняка малограмотный,
простой монах? Верно, будет только тянуть в
Православие.
Пробыв довольно долго в библиотеке, я на обратном
пути все-таки из любопытства решил заглянуть к
этому старцу. Он усадил меня на табуреточку, сам
сел напротив и, не дожидаясь моих вопросов, начал
рассказывать мне всю мою жизнь, с
двенадцатилетнего возраста, когда я начал думать
о предстоящем мне духовном пути, всю мою борьбу, и
не только факты моей жизни, но и все мои помыслы;
он восстановил все, даже то, что я сам позабыл.
Эта первая беседа длилась три с половиной часа.
Оставаться на ночь в монастыре мне было нельзя, и
наступившая темнота заставила меня торопиться, я
смог только просить благословения прийти на
следующий день.
Когда он наступил, я, уже не боясь тяжелого пути, "летел" к старцу. После второй беседы я спросил:
– Что же мне делать? Я чувствую, что не могу уже оставаться католиком.
Старец ответил:
– Молитесь Господу Духу Святому, и Он наставит вас на истину.
– Мне захотелось молиться так, как принято здесь.
– У нас принято, – сказал старец, – молясь о разрешении трудного вопроса, поститься и затвориться на три дня.
Я тут же попросил у игумена позволения остаться, чтобы помолиться у них. Срок моей визы кончался, мне пришлось съездить и похлопотать о ее продлении на неделю, а потом вернуться в монастырь Святого Пантелеимона.
После трех дней молитвы мне стало
совершенно ясно, что оставаться в лоне
католической Церкви для меня более невозможно.
За эти дни молитвы для меня несомненно выявилось
умаление Духа Святого в католическом догмате
Filioque.
Собранные мною материалы я запечатал в пакет и
отослал в Ватикан с просьбой отчислить меня из
католического духовенства. Размышляя о том, что
истина открылась мне не в греческом, а в русском
монастыре, я понял, что и служение свое я призван
начать именно в Русской Церкви.
Центр Православия за границей – Париж. Но в
Париже Русская Церковь представлена тремя
юрисдикциями. Где же истина?
На этот вопрос старец Силуан (так звали того
дивного старца) сказал, что не смеет ответить без
молитвы, и добавил:
– Попрошу еще двух старцев помолиться со мной об этом.
Через три дня те два старца ответили:
– Мы постриженники митрополита Антония (Храповицкого), по-человечески с ним связаны, любим его и уважаем как отца, но истина не у него, а у митрополита Елевферия*, которого мы совсем не знаем и о котором ничего не слышали.
Срок визы истек еще раз. Ничего не
оставалось, как расстаться со старцем Силуаном,
незабываемые беседы которого услаждали меня все
эти дни. Путь мой лежал в далекую Литву.
Митрополит Елевферий встретил меня ласково, но и
осторожно, испытывал меня в течение месяца,
прежде чем перевести в Православие. Приняв
Православие, я просил митрополита и о
православном иноческом постриге. Я вспомнил о
фразе, сказанной мне владыкой Вениамином при
первом знакомстве, и мне захотелось принять
постриг именно от его руки. Митрополит Елевферий
благословил, и через несколько дней, если Богу
будет угодно, совершится мой постриг”.
Через две недели отец Давид был пострижен в
монашество епископом Вениамином с именем
Димитрия, во имя борца за Православие –
святителя Димитрия Ростовского.
________________
* Митрополит Елевферий (Богоявленский; † 1940) после революции сохранил верность Патриарху Тихону, противостоял различным расколам и автокефалиям русского зарубежья. С 1930 года управлял патриаршими приходами Русской Церкви в Западной Европе.