Многие свои творения Н.С. Лесков
адресовал именно юным читателям, публикуя эти
произведения на страницах детских журналов
"Игрушечка", "Задушевное слово", в
сборниках для семейного чтения "Искорка",
"Складень", "Русским матерям", "На
добрую память из русских писателей".
По мнению академика Д.С. Лихачева, Лесков
принадлежит к числу "семейных писателей", то
есть таких, которых "читали в семье, обсуждали
всей семьей", которые "имеют огромное
значение для нравственного формирования
человека, воспитывают в юности, а потом
сопровождают всю жизнь".
Н.С. Лесков был глубоко убежден, что книги,
предназначенные для юной читательской
аудитории, должны "не только занять внимание
читателя, но и дать какое-нибудь доброе
направление его мыслям". Это "доброе
направление" прежде всего писатель связывал с
христианским учением. Так, отзываясь на изданную
для детей "Указку к Новому Завету" – книжную
закладку с кратким содержанием Евангелия и
наиболее употребительными цитатами из него, в
1885 г. Лесков писал: "Я имел в виду одну
детскую пользу и важность Евангелия (выделено
мной. – А.К.), в котором, по моему убеждению, сокрыт
глубочайший смысл жизни" (выделено Лесковым. –
А.К.).
Вспоминая собственные детские годы, в
"Автобиографической заметке" писатель
признавался в своей "счастливой
религиозности": "Религиозность во мне была с
детства, и притом довольно счастливая, то есть
такая, какая рано начала во мне мирить веру с
рассудком" (XI, 11). В очерке "Владычный суд"
Лесков упоминает о семейных устоях как источнике
его воспитания и духовно-нравственного
формирования: "Я вырос в своей родной
дворянской семье, в г. Орле, при отце, человеке
очень умном, начитанном и знатоке богословия, и
при матери, очень богобоязненной и богомольной;
научился я религии у лучшего в свое время
известнейшего из законоучителей отца Евфимия
Андреевича Остромысленского <...> Я был таким,
каким я был, обучаясь православно мыслить от
моего родного отца и от моего превосходного
законоучителя, который до сих пор, слава Богу, жив
и здоров. (Да примет он издали отсюда мною
посылаемый ему низкий поклон.)" (VI, 125).
"Добрые уроки" Закона Божия своего
духовного отца Е.А. Остромысленского Лесков
впоследствии не раз вспоминал с благодарностью;
образ этого "превосходного законоучителя"
нашел отражение и в художественном творчестве,
например, в рассказах "Зверь", "Привидение
в Инженерном замке".
Свято хранил в душе писатель и то, что вложил в
нее когда-то его родной отец. Семен Дмитриевич
Лесков с самого раннего детства ребенка
стремился сформировать в нем представление о
главных нравственных ценностях человеческой
жизни. В 1836 г. пятилетнему сыну старший Лесков
написал письмо-завет, желая передать весь свой
жизненный опыт и идеалы. Строки этого завещания
вылились из самой глубины отцовского сердца:
"Я хотел бы излить в тебя всю мою душу..."
"Любезный мой сын и друг! Николай Семенович! –
писал Лескову отец. – <...> Итак, выслушай меня
и, что скажу, исполни:
1. Ни для чего в свете не изменяй вере
отцов твоих.
2. Уважай от всей души твою мать до ее гроба.
3. Люби вообще всех твоих ближних, никем не
пренебрегай, не издевайся <...>
7. Более всего будь честным человеком, не
превозносись в благоприятных и не упадай в
противных обстоятельствах <...>
Я хотел бы излить в тебя всю мою душу,
но довольно <...> Бог тебе в помощь! Отец твой
Семен Лесков".
Бережно хранимые отцовские заветы писатель
передает и своему собственному сыну Андрею, и
всему молодому поколению. Трепетным отношением к
"вере отцов", неравнодушием к проблеме
нравственного воспитания человека обусловлены
лесковская требовательность и принципиальность
в вопросах формирования
религиозно-нравственного сознания. С
возмущением отмечал Лесков бездарное
преподавание Закона Божия, по мнению писателя,
"самого живого, самого приятного и
необходимого предмета учебной программы",
который под влиянием неумелых наставников
"почти повсеместно обратился для детей в
мучительную докуку". "Мы хотим, мы просим, но
мы вправе и требовать, – подчеркивает Лесков в
очерке "Чудеса и знамения", – чтобы нам в
наших детях сберегли веру, которую мы посевали в
них с колыбелей, как посевали ее в нас отцы наши.
Мы в этом случае не можем уступить никому, ничего,
ни на один волос". Настойчиво звучит в этом
очерке, помещенном в 28-м номере журнала
"Церковно-общественный вестник" за 1878 г.,
требовательное желание писателя: "Мы не хотим
и не можем оставить своих детей без религии,
которую делают им неприятною и противною
различные "начатки" и "кончатки",
выдуманные с целью упразднить изучение Слова
Божия в его простой и всякому доступной форме".
Именно в такой форме – "простой и всякому
доступной" – обратился Лесков к своим юным
читателям со словом "вечной истины",
евангельской заповеди, "отцовского завета"
в таких произведениях, как "Неразменный
рубль", "Зверь", "Пугало",
"Привидение в Инженерном замке",
"Кадетский монастырь", "Христос в гостях у
мужика", "Лев старца Герасима",
"Дурачок", "Отцовский завет" и других. В
динамичных сюжетах этих творений нет никаких
"длиннот и затянутости"; гармонично
соединяются реальный и фантастический планы; не
дается готовых педагогических рецептов, и
"моральный хвостик" (выражение Добролюбова)
не превращается в "позвоночный столб"
произведения. Дети остаются один на один с
текстом, причем автор нередко вступает с
читателем в лукавую игру: "хотите – верьте,
хотите – нет". При этом открываются
безграничные возможности воображения,
"домысливания", "сотворчества" с
писателем.
Но о чем бы ни говорил Лесков, пусть даже о вещах
самых забавных и анекдотических, за внешним
планом встает план внутренний – необозримые
духовные перспективы и высоты, к которым зовет
автор всех, кто может и должен стремиться к
совершенству.
Лесков верит в образ Божий в человеке, в то, что
душа человеческая может выстоять, победить, даже
несмотря на временную победу "бесовщины".
"Двойственность в человеке возможна, –
размышлял писатель, – но глубочайшая "суть"
его все-таки там, где его лучшие симпатии" (XI,
523).
В свою записную книжку Лесков выписал пять
заповедей нравственного совершенства:
"1. Не сердитесь и будьте в мире со
всеми.
2. Не забавляйтесь похотью блудной.
3. Не клянитесь никому ни в чем.
4. Не противьтесь злу, не судите и не судитесь.
5. Не делайте различия между разными народами и
любите чужих так же, как своих".
Во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними
(Мф. 7, 12). Именно этой христианской заповеди он
учил своих читателей.
За три года до смерти Лесков писал своему
приемному сыну Б.М. Бубнову: "Очень рад, что
жажда света в духе твоем не утоляется, а горит.
"Кто ищет – тот и найдет". Не дай Бог тебе
познать успокоение и довольство собою и
окружающим, а пусть тебя томит и мучит "святое
недовольство" (XI, 515).
Неутолимая "жажда света" в исканиях истины,
добра, совершенства – таков главный завет
Лескова поколению юных читателей.
© Алла КРЕТОВА,
кандидат филологических наук,
доцент ОГУ, докторант МПГУ