Молитесь, кайтесь, к небу длани!
За все грехи былых времен,
За ваши каинские брани
Еще с младенческих пелен…
......................................
За все, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За темные отцов деянья,
За темный грех своих времен,
За беды все родного края, –
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил!
Слова эти были обращены к россиянам середины XIX в., когда каждый в России еще умел молиться, когда слова "русский" и "православный" были синонимами.
С чем же пришли мы с 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа?
Мы растеряем Русь. И как иголку
Пытаемся в траве ее найти.
Храните материнскую иконку,
Одна она сумеет нас спасти!
Но вот беда: сегодня многие из тех, кто сохранил материнскую иконку, просто не знают, что делать с ней! В этой беседе мы постараемся помочь таким людям.
…На все нужна в России только вера:
Мы верили в двуперстие, в царя,
И в сон, и в чох, в распластанных лягушек,
В матерьялизм и в Интернационал.
Позитивист ощупывал руками
Не вещество, а тень своей мечты;
Мы бредили, переломав машины,
Об электрификации; среди
стрельбы и голода – о социальном рае…
Разрушение традиционного уклада русской жизни и попытка не то в колбе, не то в концлагере создать нового человека привели к убожеству и одичанию. Более того, к неспособности понять собственное убожество и одичание. Беда не просто в том, что наши соотечественники дики и часто потрясающе невежественны в вопросах религиозных. Беда в том, что они часто не подозревают о том, что продолжает вопреки всем внешним обстоятельствам жить в их душе. Не ведают ни того, чем живут, ни того, что творят.
Литературы о Русской церкви ныне издается немало. Книга "Какую духовную литературу читать" (М.: Изд-во Моск. Патриархии, Центр "Благо", 1998. 64 c.) – не библиографический справочник, как может показаться по ее названию. В ней утверждается необходимость чтения духовных книг – Священного Писания, святоотеческих трудов, особо говорится о духовном чтении для детей. Приводятся мысли об этом святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, преподобного Амвросия Оптинского, схиархимандрита Софрония, отца Александра Ельчанинова. В заключение епископ Бронницкий Тихон – председатель Издательского совета Московского Патриархата, главный редактор Издательства Московской Патриархии (ныне – архиепископ Новосибирский) – рассуждает о современном состоянии православного книгоиздания, предостерегая от чтения псевдоправославной и оккультной литературы, заполонившей сейчас книжные развалы. Конкретный совет, содержащийся в книге: читать Священное Писание, начиная с Нового Завета – Святого Евангелия как более близкого Православию, оставляя чтение Ветхого Завета богословам и утвердившимся в православной вере заинтересованным читателям.
Появились и библиографические пособия. Например: "Русское Православие: Справочн. и библиогр. издания": Аннот. указ. / Рос. гос. б-ка; Сост.: Э.А. Восканян, И.В. Малахова. 2-е изд., доп. М., 1997. 50 с. В предисловии говорится: "Указатель отражает литературу по источникам православного вероучения, истории Русского Православия и Русской Православной Церкви, истории церковного раскола и русскому сектантству, включены также издания, отражающие деятельность Русской Православной Церкви Заграницей".
Подготовленному читателю адресуется книга В.К. Степанова "Материалы к Указателю русской духовной литературы. 1801 – 1992" (М.: Рудомино, 1994. 63 с.), включающая описания 298 изданий и указатель имен.
2837 названий книг читатель найдет в замечательном указателе "Православие: Библиогр. указ. кн. на рус. и церковнославян. яз. за 1918–1993 гг." / Православ. Свято-Тихонов. Богослов. Ин-т, Рос. гос. б-ка; Сост.: Н.Ю. Бутина, К.К. Тарасов; Науч. ред. и введ. – протоиерей В.В. Асмус. М.: Изд-во Свято-Тихонов. Богослов. ин-та, 1999. 504 с. В указателе двадцать пять разделов: Священное писание. – Апокрифы. – Сборники универсального содержания. – Патрология. – Богословские науки. Акафисты. Молитвословы. – Агиология. – Календари. Месяцесловы. – Священная топография. – Церковное искусство. – Церковное право. – Общая церковная история. – История Русской Православной Церкви. – Церковнославянская письменность. – Древнерусская литература. – Старообрядчество. – Обновленчество и другие расколы РПЦ в 20–40-х гг. ХХ в. – Модернизм. – Православная педагогика. – Проповедь. – Духовно-назидательное чтение. – Детская религиозная литература. – Церковный публицист. – Русская религиозно-философская мысль. – Справочные и библиографические издания. – Вспомогательные указатели: имен, заглавий.
Наконец богословам, религиоведам адресовано фундаментальное пособие "Религия. Культура и общество: Библиогр. указ. религиозно-богословской, религиоведч. лит., изданной в России с XVI в. до начала ХХ в. / Координационно-методич. центр прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН" (М., 1993. 192 с.), включающее описание более 10 тыс. (!) книг и статей.
Наш читатель представляется нам не "продвинутым" верующим, не богословом, но человеком ищущим, задумывающимся о судьбе – своей, своих детей, близких и России, примерно как лирический герой поэта:
Живу, тревогой удручен:
зачем старался понапрасну,
зачем я грамоте учен,
когда и без нее – все ясно?
Дитя борьбы добра и зла,
И смерть торчит, как кость, наружу!
Лишь золотые купола
еще, подспудно, греют душу.
Из гущи жизни в храм зайду, –
не так ли путник, внемля Богу,
завидев на небе звезду,
опять выходит на дорогу.
Итак, войдем, отрешась от городской суеты, в храм...
Составители "Книги о Церкви" (2-е изд., испр. М.: Паломник, 1998. – 380 с.: ил.) поясняют в предисловии:
"Наша книга – для тех, кто хочет войти в Церковь, для тех, кто к этому готовится, для тех, кого это интересует. Наша книга – это практика церковной, приходской жизни православного христианина.
Мы не претендуем на полноту всех тем, которые освещаем в нашей книге. Это не книга Закона Божия, это не изложение церковных правил и уставов.
Наша книга – для начинающего христианина. Это попытка показать всем красоту Русской Православной Церкви, облегчить знакомство с ней и вхождения в нее".
В книге –11 глав, написанных ярко, просто, живо: общая "О Церкви"; "Православный храм" (устройство храма, богослужебная утварь, церковные одежды); "Церковное благочестие"; "Богослужение" (всенощное бдение и Божественная литургия); "Таинства и обряды" (крещение, миропомазание, Причащение, покаяние, исповедь и т.д.); "Праздники и посты"; "Домашнее благочестие" (в т.ч. и посещения святых мест); "Священное Писание" (изложение книг Ветхого и Нового Завета); "Церковнославянский язык" (с кратким словарем); "Иконография" (с рассказом о самых почитаемых на Руси иконах Господа Бога, Богородицы, святых); "Церковное пение". Имеется словарь церковных слов и выражений. Прекрасные цветные иллюстрации.