ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Двенадцать ступеней из ада в жизнь

Как возникла и работает православная группа анонимных алкоголиков и наркоманов братства "Радонеж"

Окончание. Начало см. № 14, 15 за 2002 г.

Кто может стать наркоманом или алкоголиком

Фото Александра Степанова Фото Александра Степанова

Долгое время было принято считать, что наркомания и алкоголизм — удел определенных социальных слоев. Существовало мнение, что эти явления могут быть даже социально полезны, как средство очищения общества от ненужных элементов. Наше время разрушает подобные представления. Как сказал один наш опытный брат алкоголик, эта беда косит всех. Много достойных людей с хорошим образованием и достаточно высоким положением не могут понять, что если другие позволяют себе употребить за дружеской встречей рюмочку-другую, то им непозволительна даже капля, потому что алкоголик – человек не пьющий, и в этом нет особой ущербности. Масса людей, страдающих болезнями, такими как сахарный диабет, язва желудка и другими, вынуждены ограничивать себя в пище, используют диету и понимают, что для них смертельный риск нарушать эти правила. Господь дал алкоголику запрет на спиртные напитки; возможно, тем самым Он помогает человеку лучше себя реализовать, поскольку очевидно, что в трезвом виде это сделать гораздо легче.
Среди молодых наркоманов мы встречаем много студентов, детей из, на первый взгляд, благополучных семей. Не обошла эта беда и семьи власть имущих, деловых людей. Возможно, и этим объясняется всплеск активности борьбы с наркоманией на государственном и региональном уровнях.
Соблазн наркомании, связанный с желанием получения новых ощущений, пришел из молодежной субкультуры, которую можно назвать оргийной. К ней относятся современные танцы, музыка, дискотеки, ночные клубы, особый стиль одежды, поведения, вольное обращение друг с другом, повышенное эмоциональное возбуждение. Оказалось, что этой "культуре" органически присущи алкоголь и наркотики. История наркомании в России как социального феномена начинается с 1980-х годов, когда разрушались традиционный уклад жизни, подвергались осмеянию и поруганию нравственные ценности, присущие нашему обществу, то есть мы пережили настоящую духовную агрессию. В основе этой агрессии – сатанизм и оккультизм. Вся символика молодежной субкультуры – сатанинская. Когда вдребезги разносятся стадионы и концертные залы после рок-концертов, то это сатанинская энергия, которая требует подкрепления в виде алкоголя и наркотиков.
Мы сейчас живем по принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Дома – компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, и никто не интересуется, что смотрит, чем занимается ребенок в своем уголочке. А в это время может разрушаться его внутренний мир, может произойти вторжение в его духовную сферу. Ребенок становится беззащитным против демонических воздействий, начинается поиск все более и более острых ощущений и переживаний. У каждого человека есть духовная жажда, он ищет духовных ощущений, а взамен нередко получает не истинные ощущения, а ложные, и они часто связаны со смертельным риском.
Наркоманы – в основном люди избалованные, не привыкшие в семье получать отказ в исполнении своих прихотей, не привыкшие трудиться и себя перегружать физической и умственной работой. Любители дискотек, рок-музыки, групповых сообществ, они не отрываются от магнитофона, от наушников, курят, желают все иметь, при этом не хотят трудиться. Без дискотек, без оргий плохо представляют свою жизнь.
Двадцатый век породил новое понятие – "развлечение". В предыдущие века такого понятия не существовало, говорили: "отдых", подразумевая, что человек отдыхал от трудов праведных. Мы все знаем, что если человек, потрудившись, возвращается домой, то те минуты покоя, которые он получает, для него являются райскими. Уставшему человеку нужен покой, тишина. Его не тянет в дальние края, не прельщают соблазны. Если человек желает отдохнуть, не потрудившись, о чем в прошлые времена даже и не помышляли, это и есть поиск развлечений. Развлечения – разные влечения, соблазны для человека, наполненного жизненными силами, не израсходованными на богоугодные дела. Эти силы ищут выхода и находят его в современной оргийной культуре. Наше время создало целую индустрию развлечений, то есть соблазнов. Для православного человека самым страшным является праздное времяпрепровождение. Время развлечений и есть такое время.

Во время беседы с молодыми наркоманами в одном реабилитационном центре задал им тему для обсуждения. Она звучала примерно так: "Вы сейчас осваиваете нормальную жизнь, освобождаетесь от власти страстей и греха. Через некоторое время будете жениться, выходить замуж, у вас родятся дети. Как вы станете их воспитывать, чтобы они не стали наркоманами?" Почти все, а их было примерно пятнадцать человек, ответили, что своим детям они не будут давать лишние деньги и не будут давать много свободы.

К сожалению, привыкают развлекаться не только дети, но и родители. Папы предпочитают проводить свободное время в компании друзей на рыбалке или в бане. Мамы, как они говорят, занимаются собой или посещают подруг. Менее обеспеченные люди стараются дополнительно подработать, чтобы получше обеспечить своих развлекающихся детей. Дом опустел. Дети осиротели при живых родителях. Все перестали быть домашними. В Англии принято говорить: "Мой дом – моя крепость", в России говорили: "Мой дом – малая Церковь". Все мудрые народы считали, что человек находится в доме среди своих близких в безопасности. Семья, живущая по законам любви, соединенная благодатью Святого Духа в таинстве Венчания в единый духовный организм, хранит каждого своего члена не только от опасностей мира сего, но и от демонических воздействий.
Современный мир исказил многие истинные понятия. Одно из главных понятий – любовь. На одной из встреч со студентами Технического университета я поинтересовался, любят ли они своих родителей. Почти все сказали, что да, любят. Стал говорить о том, что представления о любви как только о чувстве не совсем верные. Священное Писание свидетельствует о Божественной любви. Господь говорил: Кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдает. Любовь – это наши дела, наш образ жизни, который мы строим в соответствии с Божественными заповедями. Любить родителей – значит не сживать их со свету. Мы говорим, что любим, и одновременно можем не прийти ночевать домой, тем самым доводя родителей до сердечного приступа. Часто весь наш образ жизни, наше непослушание, непочитание старших и родных говорит о том, что мы еще не научились любить или имеем ложные представления о любви.
Могут ошибаться и родители. Многие мамы считают, что ребенок не должен ни в чем испытывать нужду, и стараются все ребенку дать, как бы угадать их желания. Вырастая, ребенок начинает думать, что именно так и должно быть всю жизнь, что все должны исполнять его желания. Когда этого не происходит, он нервничает и переживает, предъявляет претензии: вы, мол, что, не видите, что мне необходимо? А родители с возрастом дитяти уже и на самом деле не могут понять, чего он хочет. Дети вырастают неблагодарными, и родителей это часто печалит. Они не догадываются, что ребенок с детства должен понимать сам, в чем он нуждается, и просить об этом родителей, которые не всегда обязаны исполнять желания. Если ребенок что-то просит, то, получив, он испытывает благодарность, учится замечать заботу о себе. Если он не просил, а ему дали, то за что благодарить?
"Заботливые" родители, увидев, что взрослеющий подросток сидит дома, часто не выносят этой картины и говорят ему: "Вот тебе деньги, иди куда-нибудь погуляй". Он берет деньги, которых не просил, а значит, и не знает, на что их потратить, и выходит на улицу, где обязательно найдутся советчики, что можно купить и какое "удовольствие от этого получить".

Если семья живет бездуховной жизнью, не приводит ребенка к Богу и не учит его жить богоугодной жизнью, если родители не молятся за своего ребенка, а, напротив, показывают пример эгоистической, плотской жизни, пренебрегают своими обязанностями отца и матери, то ребенок, оказавшись фактически брошенным, может попасть в дурные руки, где его научат всяким порокам.

Какие первые шаги необходимо предпринять, если обнаружилось, что ваш ребенок стал наркоманом

Понимание, что ребенок стал наркоманом, приходит не сразу. Родители просто не могут и не хотят в это поверить. Симптомы известны: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки, шатающаяся неуверенная походка, беспричинный смех, бессмысленные высказывания, сонное выражение лица, неадекватное поведение. Все эти симптомы родители могут видеть, но объясняют они их по-своему, считая, что ребенок утомился или заболел. Прозрение обычно наступает в двух случаях: когда, по счастливой случайности, еще неопытного наркомана родители застают в момент употребления или когда ребенок уже начинает воровать и из дома пропадают ценные вещи.
У наркомана быстро меняется сознание. Родители перестают узнавать своих детей. Перед ними стоит падший, лживый человек, который может обмануть, продать все из дома, совершить такие поступки, которых ожидать нельзя. Родители приходят в ужас! И насколько же быстро все эти изменения происходят...
Наркоман становится лживым, поэтому необходимы объективные доказательства, родители сами должны убедиться, насколько все далеко зашло. Для этого необходим анализ на наличие наркотика в организме. Часто, когда родители занимают определенное положение в обществе, потеря собственной репутации для них бывает дороже своего ребенка. Они сами начинают лгать, скрывать то, что происходит в доме. Нет необходимости это афишировать, но необходимо отложить все свои дела, возможно, взять отпуск и, забывая все, пытаться спасать своих детей. Много придется изменить в жизни. Порою бывает, что на исцеление уходит много лет, но необходимо жертвенно относиться к разрешению возникшей проблемы.
Думаю над тем, для чего Господь попускает эту беду на ту или иную семью? Возможно, для того, чтобы родители осознали, что же на самом деле является важным в их жизни. Видимо, нет другого способа вернуть их домой и научить любить своего ребенка. Возможно, это происходит для того, чтобы мы поняли, что человеческими силами беду не одолеешь, чтобы обратились к Богу, изменили свою жизнь, встали на путь спасения. Что с нами делать, как нас спасать, если мы нормального языка уже не понимаем и очерствели наши сердца?! Скорби пробуждают нас от духовного сна. Твердой, любящей рукой Господь возвращает нас с погибельного пути на путь спасения.

Фото Аллы Андриановой Фото Аллы Андриановой

Первый совет, который дают святые отцы, если наступают скорби, заключается в том, что человек должен Бога возблагодарить. Трудно понять это человеку нецерковному. Для начала следует не отчаиваться, не паниковать и не унывать. Ребенок жив, и за это уже "слава Богу!". Мы говорили, что наркомания – недуг души, поэтому следует начинать за ребенка молиться. Если не умеете пока сами, закажите в православных храмах обедни за здравие, молебны за болящего, закажите поминание на полгода или год. Узнайте адреса монастырей и пошлите просьбу о молитве. Купите молитвослов, акафист Богородице "Неупиваемая Чаша" и читайте его каждый день. Обратитесь к своему приходскому священнику за советом. Если в вашем городе существуют православные группы или братства трезвости, обратитесь к ним за помощью. Молитва пробудит в душе страждущего человека желание исцелиться, без этого желания, без воли самого человека спасти его бывает трудно.
Далее, если в этом есть необходимость, с помощью медиков следует снять физическую зависимость. Для этого существует достаточно много центров, практикующих врачей.
Много выдумок и мифов сложилось о так называемой ломке. Существует мнение, что ломку трудно, почти невозможно перенести, и тут постарались средства массовой информации. Интересный случай произошел в группе центра "Надежда". Ребята принесли газету, где было напечатано интервью с ними. Имена, конечно, изменены, все, по их словам, описано правильно, но далее шла приписка: "А в это время за стеной раздавался душераздирающий крик наркомана, который испытывал ломку". Мои собеседники сказали, что этого не было. Да и сам ни разу не слышал ничего подобного в таких центрах. Во многих статьях рисуют всякие ужасы, вбивают в голову наркомана, что все это больно, смертельно, неизлечимо, невозможно перенести. На самом деле ломка наркомана мало чем отличается от многих болезней — гриппа, воспаления легких с высокой температурой, ревматизма, радикулита, от которых мы мучаемся и переносим их, не считая смертельными. Другое дело, что избалованные дети не хотят терпеть, они не научены переносить неудобства и страдания.

Следующий шагнеобходимо снять психологическую зависимость и создать условия для духовного роста, пробудить в наркомане и алкоголике духовную жизнь. Всегдашняя беда этих людей — духовная скудость, чисто плотская жизнь. Желательно привести человека на исповедь, подготовить к таинству Святого Причастия. Полезно посещать группы поддержки при православных храмах; если таких групп нет, то можно обратиться к православному психологу. В наше время, к сожалению, многие психологи, пренебрежительно относящиеся к вере и Церкви, всерьез думают, что только психологическими методами можно помочь человеку, тем самым, экспериментируя на живых людях, вмешиваются в сознание и душу, используют гипнотические и оккультные методики, что чревато опасными последствиями.
На этом этапе реабилитации полезно всей семьей пожить в монастыре, общаться с благочестивыми людьми. Если есть возможность, то оставить ребенка в монастыре или поместить в православную реабилитационную общину.
Опасно помещать детей в общины, созданные сектантами. Как показывает практика, основная цель этих общин – подготовка сектантских миссионеров; на сознание оказывается специальное психологическое воздействие с целью оторвать человека от традиции, в которой он жил и воспитывался, тем самым формируется негативное отношение к традициям семьи, народа, государства. Изменяются традиционные цели, смыслы и ценности жизни. Возвращение в нормальную жизнь становится затруднительным, оно сопровождается достаточно частыми и тяжелыми срывами. Первым признаком таких общин является закрытость, изоляция их членов от всего, а не только от наркотиков и от людей, их распространяющих. Изолировать наших ребят от нашего общества, покрыть нашу землю сектантскими общинами — главная цель сектантов. Второй признак – требование всем посещать только сектантские собрания, пренебрежение к кресту, непочитание икон, кощунственное отношение к Церкви и ее таинствам.

Возвращение в мир — следующий и последний этап. Это переход от реабилитации к социализации. Здесь мы можем только создавать различные условия. Кто-то живет в возрожденной семье, оценив и осознав ее особую ценность в жизни каждого из нас. Кто-то остается в монастыре. Кому-то необходимо общество таких же спасающихся братьев.

Беда наркоманов заключается в том, что они привыкли жить за счет других людей. Вернуть их к нормальной жизни значит научить трудиться, своими руками себя содержать. Труд всегда нравственно преображал человека.
Мы на самарской земле создаем для них трудовую общину и называем их трудниками. На земле, своими трудами они будут зарабатывать свой хлеб. Жизнь в такой общине приближена к монастырской, но это все же не монастырь, а православная трудовая артель, у которой есть духовник, своя церковь. Община, по благословению духовника, сама решает, принимать или не принимать новых трудников. В отличие от реабилитационных общин и центров, где выздоравливающих выписывают и принимают постоянно новых людей, в трудовой общине достаточно постоянный состав, это как бы одна трудовая семья, небольшой приход.
Трудовую общину мы только создаем, поэтому у нас нет достаточного опыта, чтобы им поделиться, но можем говорить уже о том, что в Православной Церкви сложилась достаточно стройная система помощи алкоголикам и наркозависимым.

1-й этап. Общая молитва, молитва матери, молитва страждущего. Личное участие каждого в церковной жизни и таинствах. Если возможно – отчитка. Паломничество по монастырям и святым местам. Если необходима медицинская помощь, то не следует ею пренебрегать.

2-й этап. Церковная группа поддержки или братства трезвости. Продолжение вхождения в церковную жизнь. Группа созависимых (родителей, жен и близких).

3-й этап. Православная реабилитационная община или послушание в монастыре. Церковная, приходская жизнь, посещение группы поддержки.

4-й этап. Возвращение к активной жизни. Церковная жизнь. Для нуждающихся – посещение групп поддержки. Послушание в монастыре. Жизнь в трудовой общине.
Важным моментом является осознание того, что алкоголизм и наркомания — болезнь не только конкретного человека, а болезнь всей семьи. Поэтому всем необходимо в семье учиться жить по-другому.

Обнаружилось замечательное явление. Когда некоторые члены нашего братства сдают кровь на ВИЧ, то эти анализы меняются: бывают то положительные, то отрицательные. Когда один брат жил в монастыре и там сдавал анализ, диагноз не подтвердился, стоило ему вернуться к мирской жизни, ВИЧ был обнаружен. То же происходило и с другими: если человек живет церковной жизнью, ВИЧ исчезает, стоит отпасть от Церкви, все становится непредсказуемым. Видно, Господь попускает немощи, которые без Его помощи не преодолеешь, а значит, по Своей любви и нашей немощи прилепляет к Себе и тем спасает для жизни вечной.

Протоиерей Евгений ШЕСТУН,
Самара

Какое множество видим мы в мире красоты. Красиво звездное небо в летнюю тихую погоду. Красивы горы, покрытые лесом, и луга, испещренные цветами. Красив и человек – это Божие прекраснейшее в сем мире создание. Все это – красота природы естественная, совершенно не зависящая по своему происхождению от воли человека. Но и сам человек может создать красоту: когда он поддерживает вокруг себя порядок, наблюдает чистоту и опрятность, когда он украшает свое жилище, созидает культуру полей, садов, растений, воплощает свой внутренний мир в искусстве, в пении, музыке и живописи. Что же это за красота, каково ее происхождение, откуда она?
Что касается первой – красоты природы, то она представляет собою остаток той красоты, какую Бог сперва создал, в начале творения мира: И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт. 1, 31). Что же касается красоты, устрояемой самим человеком, то она представляет из себя произведение тех духовных даров человека, какие даны были ему Творцом при сотворении мира, когда человек был создан по образу и подобию Божию. Но прекрасный мир был испорчен грехом человека же, грех повредил красоту мира, он подавил ее, стушевал, обезобразил, омрачил. Теперешняя красота мира есть только жалкие остатки, отблески чудного, в совершенстве созданного Господом мира. А если и теперь мы наслаждаемся красотой, любим ее, ею поражаемся и ею восхищаемся, то в какой же духовный восторг мы пришли бы, если бы увидали красоту первобытного мира. Итак, настоящая, видимая нами красота есть напоминание мирового совершенства, она носит в себе печать Божественной, небесной красоты, вот почему она так приятна нам, вот отчего она так нас к себе привлекает и располагает. Больше того, как имеющая в себе такую печать высшего совершенства, красота способна нас облагораживать, умягчать, внутренно преображать и привлекать ко Господу, Виновнику всякой красоты.
Любите поэтому, братие, красоту. Любите этот красивый цветок и, когда видите его, возвышайтесь мыслию к Создателю его – Господу Богу. Любите это красивое, тихое, смиренное пение, и когда слышите его, поминайте пение ангелов на небесах, немолчно восхваляющих Триипостасного Бога. Любите эту живопись, изображающую добродетель человека, и сами возгревайте сердце ваше к добру. Любите всякого человека – это Божие создание, всматривайтесь более в его ум, в его духовные дарования и переноситесь мыслию к Верховному миру.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Lasecrets.Ru». Если Вы решили приобрести качественную и надежную домашнюю одежду или нижнее белье, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Lasecrets.Ru». На сайте, расположенном по адресу www.lasecrets.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать домашнюю одежду для мужчин и женщин по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.lasecrets.ru.

Святитель АРСЕНИЙ (Жадановский)

TopList