© Издательский Дом "Первое сентября" 31/2000 |
|
ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ
СВЕТ
Значение
Туринской Плащаницы открывается в наши дни
Туринская Плащаница - особо почитаемая святыня христиан животворит нашу веру и пробуждает желание еще и еще раз обратиться к главному евангельскому событию, к Воскресению Господа нашего Иисуса Христа и к последующим эпизодам Священной истории, о которых свидетельствует Церковное Предание. Скольких людей позвал ко Христу удивительный лик Плащаницы! Поистине захватывающие истории возникают в процессе ее изучения учеными самых разнообразных специальностей: богословами, историками, физиками, биологами, искусствоведами. |
Появилась наука, изучающая Плащаницу, – синдонология (синдон по-гречески – льняной саван). Мнение ученых однозначно – это поистине чудо! Все новые и новые уникальные факты добывают исследователи Плащаницы, казалось бы, хорошо изученные события далекой истории оживают и являют нам свои неизвестные стороны...
Уже несколько лет в рамках Рождественских образовательных чтений проходит работа секции, посвященной научному изучению Плащаницы. В России, как и во многих странах мира (более чем в 300), действует Центр Туринской Плащаницы. Слушания интереснейших докладов проходили под председательством руководителя Центра Александра Васильевича Белякова, физика по специальности.
Мы хотим познакомить наших читателей с обзором новейших данных о Плащанице, подготовленном на основе докладов, сделанных на Чтениях в 1999–2000 годах.
Иосиф Аримафейский
и Никодим полагают тело Иисуса Христа в
Плащаницу. Акварель на шелке Джованни Баттиста
делла Ровере. XVII век
I
Диакон Вячеслав Синельников сделал обширное сообщение, затронувшее множество проблем, на тему “Туринская Плащаница и вера в Воскресение”. Прежде всего он заявил, что считает Туринскую Плащаницу тем погребальным полотном, в которое было обернуто тело Иисуса Христа.
Сначала отец Вячеслав остановился на подробном описании Плащаницы: она представляет собой кусок льняного полотна размером 4,34 х 1,1 м, содержащий два образа обнаженного мужского тела спереди и сзади, расположенных симметрично голова к голове. Изображение неяркое, золотисто-желтое, разной степени насыщенности, без видимых границ. Отчетливое очертание тела и лица можно увидеть только с расстояния двух метров. Если предположить, что изображение нанесено художником, то его кисть должна быть длиной 3–4 метра. Мелкие детали Плащаницы изобразить с такого расстояния невозможно.
Исследования показали, что рост человека, “отпечатавшегося” на Плащанице –175–180 см, вес до 85 кг, возраст от 30 до 45 лет. Ткань находилась в контакте с телом от 48 часов до 3-х дней. Длинные волосы на голове этого человека сплетены в косички, борода разделена надвое. По этнической принадлежности он семит.
На его голове был терновый венец в виде митры. На теле заметны многочисленные травматические повреждения от истязаний, на полотне сохранились пятна венозной и артериальной крови. Также можно различить след от балки на плече, следы падений на коленях, прокол между ребрами. След от гвоздя на руке идентичен гвоздю, хранящемуся в Риме. Полотно древнего плетения, аналогичные были найдены при раскопках Геркуланума, засыпанного пеплом Везувия в 79 году.
Таким образом, ученые приходят к выводу, что описание Плащаницы не содержит противоречий с текстом Евангелия.
Докладчик отметил, что подробности распятия стали известны только в ХХ веке – в 1969 году археологи нашли при исследовании древнего кладбища в Иерусалиме скелет мужчины, распятого римлянами во время Иудейской войны (70 год). В средние века изобразить распятие в таких мельчайших подробностях, как на Плащанице, было невозможно.
Это полотно – единственная в мире ткань с негативным изображением, позитивное изображение высокой контрастности было получено при фотографировании всего 100 лет назад. С тех пор началось изучение плащаницы научными методами.
Изображение на Плащанице находится в тонком поверхностном слое, способ получения изображения современной науке и технике неизвестен. Кровь попала на полотно до того, как неведомое воздействие опалило ткань. Его следы обнаружены и там, где расстояние до тела было 3-4 см, оно было кратким – сотые доли секунды. Ученые сделали вывод: это воздействие не может принадлежать к известным науке излучениям.
Далее диакон Вячеслав Синельников высказал свое мнение о важности духовной стороны исследования Плащаницы. В Евангелии Иисус Христос говорит апостолу Фоме: Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Многие чудотворные иконы подвергали исследованиям, но постичь тайну чудотворения рациональным путем оказалось невозможным. Хотя, конечно, знания о Туринской Плащанице могут подвести человека к вере в воскресение.
II
Изучение Туринской Плащаницы привело некоторых исследователей к предположению, что Плащаница и Нерукотворный Образ Иисуса Христа, почитаемый Православной Церковью, возможно, являются одной и той же святыней. В свете этой проблемы доклад протоиерея Валентина Асмуса был посвящен анализу текстов синаксаря греческой Минеи, посвященного празднику перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь и богослужебных текстов этого праздника. Исследование Туринской Плащаницы также можно рассматривать и как историко-филологическую проблему. С этой точки зрения заявленная в докладе проблема получает новое освещение.
В августовской русской Минее синаксарь на праздник перенесения отсутствует. В то же время греческий синаксарь содержит документы: послание едесского князя Авгаря к Спасителю и Его ответ.
Как сказал отец Валентин, приходятся признать, что документы эти не выглядят подлинными, иначе письмо Иисуса Христа вошло бы в канон Нового Завета. Содержание синаксаря является древней сирийской легендой.
Есть ли какие-либо указания на тождество двух святынь в богослужебных текстах на 16 августа? Да, есть. Предание о Нерукотворном Образе связывает его появление с последними днями земной жизни Спасителя. Когда Иисус Христос шел на добровольные страдания, в Едессу был послан Нерукотворный Образ. В греческой Минее синаксарь сопровождается стихами, в которых этот Образ назван Плащаницей, хотя различаются две Плащаницы: Спаситель отер лицо Плащаницей, и затем Его мертвое тело было облечено в Плащаницу – вот содержание этого двустишия. В ряде богослужебных текстов дарованный Нерукотворный Образ связывают с крестными страданиями Спасителя.
Возникновение легендарного рассказа об Авгаре имеет свое объяснение, ведь существовал долгий период забвения, когда Нерукотворный Образ хранился под спудом, и когда он появился, потребовалось объяснение этого события.
В заключение отец Валентин Асмус сказал, что если будет доказано, что Туринская Плащаница – это почитаемый нами Нерукотворный Образ, то в службе праздника ничего не придется менять.
III
К.А. Мейеров, заведующий отделом Государственного Исторического музея, в докладе “Исторические и иконографические влияния Туринской Плащаницы” сделал попытку восстановить историю святого полотна с евангельских времен, когда апостолы обнаружили в пещере, куда было положено тело Иисуса Христа, свернутые пелены и отдельно плат (сударион), которым оборачивали голову Спасителя. Это первое явление Плащаницы. Далее ее переносят в Едессу по завещанию Спасителя или через апостолов. Возможно, апостол Фаддей (ученик апостола Фомы; похоронен в Едессе) передал Плащаницу правителю Едессы, христианину, который просил доставить ему изображение Спасителя. Потом она была спрятана в Едессе (замурована в кирпичную кладку западных городских ворот), когда христианский правитель Авгарь умер. Плащаница была открыта через несколько сот лет, возможно, после наводнения на реке Дайсан, затопившего Едессу в 525 году. Тогда было обнаружено, что изображение лика отпечаталось на кладке (чрепии).
VI век – рубеж в христианской иконографии. Является подлинный облик Спасителя, историческое изображение Иисуса Христа. С 525 года это изображение становится символом Едессы и помещается в храме Святой Софии, который стал прообразом одноименных храмов в Константинополе, Новгороде, Полоцке, Киеве.
К Х веку большинство главных святынь христианского мира сосредотачивается в Константинополе. Это хитон Спасителя, гвозди, венец, части Креста, одежды Божией Матери. При императоре Константине Багрянородном совершается перенос Плащаницы из Едессы в Константинополь. При этом был уплачен большой выкуп за святыню. Едессцы пытались всучить подделку, но обман разоблачили. В Константинополе святыню прятали от посторонних глаз в часовне императорского дворца, потом, с 1204 года, она хранилась во Влахернской церкви.
После разрушения Константинополя крестоносцами во время 4-го Крестового похода Плащаница исчезла из Влахернской церкви и находилась в святилище ордена тамплиеров. Орден был запрещен французским королем, а его Великий магистр сожжен на площади перед собором Парижской Богоматери. Во время казни он произнес проклятие французским королям. Наши читатели знают об этом из серии книг М. Дрюона “Проклятые короли”.
В ХIV веке Плащаница обнаруживается как собственность семейства де Шарни, потомков главы ордена тамплиеров в Нормандии Жоффре де Шарни. В конце ХIV века святыня была передана обедневшими де Шарни в дом герцогов Савойских, которые в 1587 году перевезли ее в Турин. Здесь она и сохраняется по сей день. В 1983 году она была передана по завещанию герцогами Савойскими папе Римскому.
Автор доклада путешествовал по местам, связанным с этой святыней, изучал изображения Плащаницы в церквах в окрестностях Турина. Этот город – крупный религиозный центр, находящийся на пути в Рим. В часовнях и монастырях докладчик ознакомился более чем с 90 изображениями XV–XVII веков, имитирующими Плащаницу. Они показывают, что художники не знали ее позитивного вида. Можно выделить 15 специфических особенностей лика Плащаницы на этих изображениях, в том числе: длинные волосы, раздвоенная борода, семитские черты лица, складки на лбу... Эти же черты обнаруживаются на первых иконах Иисуса Христа...
По предположению докладчика, в Константинополе почетные посетители императорского дворца могли видеть Плащаницу в упакованном виде, уложенную в специальный ковчег, в котором в середине было проделано круглое отверстие и сооружена решетка по краям: в таком положении видимым оставалось только лицо. Возможно, его называли Нерукотворным Образом. Вероятно, когда княгиня Ольга прибыла из Киева в Константинополь для крещения, то ей показали это сокровище. По ее повелению из Киева были присланы иконописцы. Отсюда может происходить изображение Нерукотворного Образа на чрепии ХI века в церкви Спаса Нередицы и новгородский Нерукотворный Спас – символ России, изображаемый на военных знаменах в период от Дмитрия Донского до Ивана Грозного...
Одним из важнейших вопросов синдонологии является определение возраста Плащаницы. Этот вопрос пытались решить методом радиоуглеродного датирования. В 1988 году с Плащаницы был взят образец, который разделили и предоставили для датирования указанным методом трем независимым лабораториям. В результате исследований время создания Плащаницы определено в промежутке между 1260 и 1390 годами.
Участники чтений заслушали доклад физиков А.И. Иванова и Д.А. Кузнецова о проблемах радиоуглеродного датирования Плащаницы, который позволяет говорить о том, что этот метод недостаточно надежен в определении возраста, к тому же ткань была загрязнена различными органическими веществами более позднего периода, а также пережила несколько пожаров, которые могли изменить соотношение изотопов углерода. О возможных неточностях в определении возраста Плащаницы этим методом говорили многие участники.
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века
IV
Слушания докладов о Плащанице на Чтениях 2000 года начались ярким выступлением А.В. Белякова, руководителя Российского центра Туринской Плащаницы. Приводим фрагменты его выступления.
“Туринская Плащаница, по-видимому, является свидетелем не только голгофских страданий Иисуса Христа, не только тех событий, о которых мы читаем в Евангелиях, но и уникального События, которое произошло в запечатанной пещере и которого никто из людей не видел, – воскресения Иисуса Христа...
Образ Плащаницы несет огромный духовный заряд. Сегодня можно сказать, что мы является свидетелями становления нового иконописного канона. Этот образ освящен Святейшим Патриархом Алексием в Сретенском монастыре, и его уже можно посчитать иконой... И вы можете в Сретенском монастыре увидеть: этот образ будто наполняется жизнью, и вот сейчас закрытые глаза откроются, и живой взгляд Иисуса Христа посмотрит на нас...
Как известно, в 944 году Плащаница была торжественно перенесена из Едессы в Константинополь. И я бы хотел вам прочитать отрывки из торжественной речи референдария храма Святой Софии в Константинополе Григория по случаю этого перенесения. Текст речи Григория малоизвестен. Его не так давно обнаружили в Ватиканской библиотеке. И значимость этого текста выяснилась только в связи с исследованиями Туринской Плащаницы.
Объемное избражение Лика
Спасителя, реконструированное с использованием
новйших компьютерных технологий при
исследовании Плащаницы
“Тотчас же будет приготовлено сверхъестественное изображение. Посмотрим, как в зеркало, какими красотами оно написано. Ведь оно написано не теми средствами, с помощью которых искусство живописи создает образы, представляя уму возможность постичь первообраз: живопись создает целостность облика разнообразными красками... Но это изображение, да будет каждый вдохновлен сим рассказом, запечатлено только потом предсмертного борения на живоначальном лике, потом, стекающем, как сгустки крови, и перстом Божиим”.
Самая необычная для человека характеристика образа на Туринской Плащанице, это то, что он монохромен, то есть весь образ сделан как бы одной краской разной насыщенности – от желтовато-коричневого до буроватого и золотистого оттенка. И вот это обстоятельство подчеркивает референдарий Григорий. Можно сказать, что он предлагает первую гипотезу о механизме возникновения образа на Плащанице. Это самая главная тема в исследованиях Плащаницы – как этот образ на ней возник. Он не составлен никакими красками, там нет никаких красителей. Образ создает химическое изменение молекул целлюлозы, который может возникнуть от нагрева, от излучения.
Но Григорий не отрицает и чудесного фактора, присутствующего в момент возникновения этого образа. “Вот они-то и есть поистине прекрасные цвета, создавшие отпечаток Христа, украшенный каплями, струившимися из Его бока”. На Плащанице видна большая рана в боку Спасителя, которая возникла от ранения Его копьем римского воина. “Здесь кровь и вода, там пот и облик. Что за сходство! Ибо сие произошло от Одного и Того же. Но и источник воды живой надлежит видеть в Его изображении... Сей родник разделяется на два начала. Одно описывает Бога и в то же время Человека, с одной стороны, в чудесном устроении дела необычайного и сверхчеловеческого, с другой стороны – в создании образа, соответствующего человеческому”. Это замечательное наблюдение архидиакона Григория. И это удивительно, что он невооруженным глазом, но проницательным умом, совершенно правильно говорит о том, к чему ученые приходят благодаря тщательным исследованиям Туринской Плащаницы. Дело в том, что на Плащанице, строго говоря, имеется два изображения. Одно изображение сделанное отпечатками крови. И изображение всего тела Иисуса Христа в виде ожога на Плащанице. Причем образ, составленный следами крови, доказано учеными, отпечатался до появления образа в виде ожога. И здесь мы видим как бы действие двух природ – человеческой и Божественной. Человеческая природа оставила свои следы в виде крови, а Божественная – как Божественная энергия “обожгла” Плащаницу.
Я еще кратко остановлюсь на одном обстоятельстве – это исследование механизма возникновения образа на Туринской Плащанице. Сейчас сложилась такая ситуация, что данных о Плащанице достаточно для того, чтобы опровергнуть любую гипотезу, которая предлагается для объяснения этого механизма. Например, модель излучения может объяснить одни характеристики на Плащанице. Другая модель, когда, например, на раскаленную металлическую статую накладывается полотно, – может объяснить другие характеристики. Но вот совокупность всех характеристик не удается объяснить никаким механизмом. И приходится делать предположения, выходящие за рамки естественной физики, естественных законов нашего мира. Мне представляется, что наиболее естественно сделать предположение, что та энергия, которая оставила ожог на Плащанице, была не физической природы, она не распространялась по законам физики, а хранила себя в своих границах. О подобных явлениях мы читаем в Ветхом Завете. Сила Божия является в этом мире в виде огня – это огненный столп, это неопалимая купина, огненная колесница пророка Илии. Можно предположить, что в момент воскресения Иисуса Христа Его тело было наполнено огнеподобной Божественной энергией, которая, выступая за границы плотского тела, повторила его формы, но по интенсивности уменьшалась в зависимости от расстояния от плотского тела. Это воздействие обожгло Плащаницу. И здесь мы можем определить одни закономерности и предсказать другие. Оказывается, что те характеристики, которые не удавалось объяснить, приходят в согласие... И если мы взглянем с этой точки зрения на евангельские события, то увидим в них некие обстоятельства, свидетельствующие в пользу этого предположения. Апостол Иоанн пишет, что ноги Иисуса Христа не были переломлены римскими воинами, чтобы исполнилось Священное Писание, что кость Его да не сокрушится (Ин.19, 36; Исх. 12, 46), и тем самым он как бы отождествляет жертву Иисуса Христа с пасхальным агнцем. Но в Ветхом Завете мы прочитаем, что то, что останется от этого пасхального агнца, не должно быть сохранено до утра, а должно быть сожжено в огне. И Плащаница нам как бы свидетельствует, что да сбудется Писание, то, что осталось должно быть сожжено в огне. И вот этот огонь, пожигающий и преображающий тело плотское в тело духовное, тело воскресшее, по-видимому, и действовал в момент воскресения. Мы читаем в Евангелии, что первый человек, который увидел Иисуса Христа воскресшим, была Мария Магдалина. Она первой увидела Его, но почему-то не узнала. Это очень загадочные слова. Она его почему-то признала за садовника. Почему? Одного обстоятельства, что это происходило в саду, мало. По-видимому, было что-то другое. Как были в Иудее одеты работающие люди? Одеждой был длинный хитон, а работая, они перепоясывались перевязью, которая стягивала только бедра, а все тело было обнаженным. И по-видимому, в таком обнаженном виде Иисус Христос и явился. Попытку прикоснуться к себе Он останавливает и говорит странные слова: Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Эти слова говорят о том, что процесс преображения плоти еще не завершился. И чтобы она, прикоснувшись к Нему, не обожглась, не испугалась, Он ее останавливает. И тогда жены-мироносицы бегут к ученикам. Но, видимо, процесс этот уже завершается, и Иисус Христос встречает их на пути и говорит: Радуйтесь. И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28,9)”.
Святая Плащаница на
изображении XVII века
V
В следующем докладе А.М. Лидова, директора Научного центра восточной христианской культуры, утверждалось, что Плащаница Христа и Нерукотворный Образ (по-гречески Мандилион) – это две различные великие святыни христиан. Представляем фрагменты этого сообщения.
“Задача доклада представить историю святого Убруса Спаса Нерукотворного, как его еще называют Мандилиона, в свете современных исторических данных. Я должен сказать с самого начала, что известные мне исторические данные не подтверждают версию о том, что Мандилион и Плащаница в Византии были одной и той же реликвией. Однако это не отменяет огромной связи, существующей между этими двумя великими святынями. Давайте просто вспомним, что то, чем Туринская Плащаница стала в христианской культуре ХХ века, тем на протяжении многих столетий в православной традиции являлся Мандилион – образ Спаса Нерукотворного. Поэтому, наверное, нам так хочется объединить эти две реликвии в одну.
Я постараюсь проиллюстрировать некоторые сюжеты моего сообщения одним из древнейших и наилучшим образом сохранившихся византийских текстов. Он дошел до нас на серебряном византийском окладе середины XIV века, хранящемся сейчас в Генуе в церкви святого Варфоломея. Эта святыня была подарена генуэзцу Леонарду Мантальду в середине XIV века византийским императором Иоанном Кантакузиным. И подарил он ему не новую, а древнюю икону, поскольку исследование живописи показывает, что древнейший живописный слой этой иконы относится к Х веку. Тогда же был сделан роскошный серебряный оклад, на котором представлен подробный цикл истории едесского образа, состоящий из десяти композиций”.
Подобный этому Мандилион, только без оклада, находится в Ватикане, в церкви Святой Матильды. Древнейший живописный слой этой иконы относится к VI веку.
“16 августа 944 года стал самым важным днем в истории Нерукотворного Образа Христа на плате, называвшегося в Византии “Святой Мандилион”, а в Древней Руси “Святым Убрусом”. В этот день драгоценная реликвия, накануне торжественно прибывшая из далекого сирийского города Едесса в столицу империи Константинополь, была принесена в алтарь главного храма Святой Софии, где было совершено особое богослужение. С этого момента начинается общехристианское прославление Мандилиона, который становится едва ли не главной святыней Византийской империи. В церковном календаре 16 августа устанавливается ежегодное празднование перенесению Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь. Вскоре после 944 года создается особая повесть о Нерукотворном Образе, авторство которой было приписано византийскому императору Константину VII Багрянородному, непосредственному участнику событий. Это сочинение стало основным источником сведений о Мандилионе. Его сокращенные и отредактированные версии вошли в минологии и прологи всего православного мира. Древнерусское сказание существовало уже в Киевской Руси. В середине Х века создателю повести были известны два предания о возникновении Нерукотворного Образа Спасителя”.
Первая версия – это неоднократно упоминавшаяся выше легенда об Авгаре. Однако не менее авторитетным византийский автор Х века считает и другой рассказ о возникновении Мандилиона, который в данной версии рассматривается как реликвия, напоминающая о страстях Господних. Нерукотворный Образ возникает во время молитвы в Гефиманском саду, когда Христос предвидит свои крестные муки.
“Когда Христос должен был идти на вольную смерть, когда, являя человеческую немощь, он явился борящимся и молящимся, когда пот капал с него, подобно каплям крови, как указывает евангельское повествование, тогда, говорят, взяв у одного из учеников этот ныне видимый кусок ткани, Он вытер ими ручейки пота. И тотчас отпечатался Его боговидный образ.”
Этот плат передал Авгару апостол Фаддей. “...Авгар мгновенно исцелился, возложив плат себе на голову, глаза и уста. Он изучил отпечаток образа на льне и поразился его чудотворной силе”.
Первые сведения о Мандилионе сообщает церковный историк Евагрий Схоластик в VI веке, а за ним послание восточных патриархов императору Феофилу – IX век, есть еще несколько сказаний. Повесть императора Константина дополняет рассказ Евагрия. Во всех источниках о Мандилионе можно проследить следующие устойчивые темы: схоронение Мандилиона в кладке врат Едессы (убрус заложен чрепием, на котором отпечатался лик Иисуса Христа) и обретение его; горящий светильник перед Мандилионом; омовение найденного образа водой во время осады Едессы персами во главе с царем Хосровом, каплями этой воды подожжены укрепления персов (другой вариант – каплями масла от светильника); Мандилион как святыня, оберегающая город; литургическая процессия с Мандилионом, возглавляемая епископом, вдоль стен Едессы, после чего отражено нападение врагов.
С VI века происходит умножение реплик Мандилиона (нерукотворных – на чрепии и рукотворных икон) и распространение их по всему христианскому миру с востока на запад.
При этом можно установить размеры Мандилиона – 27х17см, соответственно размерам человеческой головы.
После обретения Мандилион сохранялся в Едесском храме в закрытом киоте, который открывался один раз в год в Страстную седмицу. По великим праздникам с киотом проводились торжественные шествия.
Мандилион являлся веским аргументом в пользу икон в время иконоборчества. Византийские императоры собирали реликвии по всему христианскому миру. За Мандилионом был послан в Едессу Авраамий, епископ Самосады. За святыню был отдан огромный выкуп, 200 сарацин отпущены из плена, Едессе и еще нескольким городам гарантировалась безопасность. А.М. Лидов привел интересные сведения о пути Мандилиона по прибытии в Константинополь и о почестях, которые ему оказывались. В день Успения Пресвятой Богородицы (в день встречи) Мандилион находился во Влахернской церкви, на другой день он водным путем был перевезен в императорский дворец, далее опять по морю – к Золотым воротам, торжественной процессией по главной улице Мессе был доставлен в алтарь Святой Софии и наконец был водворен в дворцовый храм Богоматери Фаросской. В тронном зале дворца Мандилион был увенчан императорской короной и установлен на троне. Это было кульминацей праздника. Встретились два изображения Христа – нерукотворное и рукотворное, так как за троном находилось особо почитаемое мозаичное изображение Христа на троне, излюбленный образ в византийской иконографии. Эта икона воплощала Христа как вечного правителя империи. Торжественное несение Мандилиона по Константинополю докладчик назвал пространственной монументальной иконой Небесного Иерусалима.
VI
Центральным выступлением на чтениях был доклад авторитетнейшего синдонолога – американского ученого Джона Джексона “Научное, историческое и иконографическое сопоставление Туринской Плащаницы с Византийской Плащаницей из Константинополя”.
Джон Джексон – физик-оптик, преподаватель военной академии, занимался расшифровкой плоских фотографий рельефов местности, сделанных с самолетов. В 1978 году возглавил самое подробное исследование Плащаницы тридцатью учеными по проекту Ватикана, которое продолжалось непрерывно 120 часов и данные которого обрабатываются по сей день. Он является автором открытия в синдонологии: “Зависимость интенсивности цвета отпечатка Туринской Плащаницы от расстояния до объекта (тела)”, а также автором знаменитых объемных фотографий Плащаницы. Именно благодаря Д. Джексону в Москву было передано одно из пяти фотографических изображений Плащаницы высокой четкости, в натуральную величину, установленное в Сретенском монастыре и освященное Святейшим Патриархом Алексием II.
Приезд в Москву с докладом Д. Джексон назвал чудом, которое 10 лет назад было невозможно даже предположить. Ученый приехал с женой Ребеккой, тоже синдонологом.
Никто из живущих в теле не видел Воскресения Христова в то тайное мгновение ночи или глубокого утра, когда оно совершилось. Так было, может быть, по самому свойству действия, в котором и видимое Христово тело, преобразуясь в духовное и прославленное, выступало за пределы мира видимого. Но так устроено было, вероятно, и потому, что еще не созрела вера для сего высокого созерцания: ибо явление небесное и божественное для приготовленного к нему верой, чистотой, боголюбием, смирением есть свет просвещающий и животворящий, а для неприготовленного и неочищенного есть молния поражающая. Так устроено было, вероятно, и для того, чтобы дать место возвышенному подвигу веры и высшему за него воздаянию. По суду Христову: блажени не видевшии и уверовавшие. Святитель Филарет (Дроздов) |
Автор доклада приводит доказательства того, что Туринская Плащаница является тем самым полотном, которое находилось в Византии до того, как Константинополь разграбили крестоносцы в 1204 году. Эти факты свидетельствуют о том, что возраст Плащаницы гораздо древнее, чем тот, который показал радиоуглеродный метод.
В данном докладе приводится анализ складок на Плащанице, которые были обнаружены в 1978 году, когда она освещалась под небольшим углом и фотографировалась. При этом были обнаружены постоянные складки по линиям сгиба. Фотографирование в рентгеновских лучах показало, что складки были на полотне до пожара 1532 года, оставившего следы на Плащанице. Расположение восьми складок определенным образом упорядочено, но они показывают, что полотно сгибалось сложным образом. Удалось установить, как была сложена Плащаница, и это опровергает мнение, что она была уложена в ковчег. Д. Джексон представил слайды со схемой сложения Плащаницы и вид полотна, аналогичного по размеру, с рисунком тела, сложенного и подвешенного фронтально. Слушатели были свидетелями необычной картины: перед нами предстала как бы икона с изображением головы и верхней части груди, которую все православные знают под именем “Христос во гробе”. Проведенное исследование доказывает: между Туринской Плащаницей и этой иконой существует неразрывная связь. Докладу Д. Джексона предшествовало сообщение сотрудницы Русского музея И.А. Шалиной на тему “Византийская иконография “Христос во гробе” и ее возможный прототип”, в котором были приведены убедительные доказательства того, что эта загадочная икона имеет своим прототипом Туринскую Плащаницу. Важным подтверждением пребывания Плащаницы во Влахернской церкви Константинополя стало приведенное И.А. Шалиной свидетельство участника 4-го Крестового похода Робера де Клари, сделанное им в 1204 году: “...там находилась церковь, которая называлась Богоматерь Влахернская, где хранилась Плащаница, в которую был обернут наш Господь, которая каждую пятницу стояла вертикально так, что черты нашего Господа были видны...”
То, что Плащаница складывалась и подвешивалась (в таком виде она могла находиться в алтаре церкви за престолом), подтверждает полоса, измененная по цвету, там, где она крепилась. На концах святого полотна были найдены дырки от гвоздиков, остались отпечатки их головок.
Д. Джексон делает вывод: данное исследование в сочетании с историческими данными подтверждает – Туринская Плащаница была в Византии! Хранилась там в виде, реконструированном Д. Джексоном, отсюда иконография “Христос во гробе”, известная с ХI века. Исследование подвергает сомнению дату радиоуглеродного анализа. Теперь в вопросе возраста Плащаницы слово за физиками.
VII
В.В. Василик, преподаватель Петербургской Духовной Академии, говорил о том, что в предании Церкви воскресение Господа связано со светом. “Благодатный огонь” переводится с греческого как “свет”. “Христос из гроба воссиял” – так поет Церковь.. В литургическом последовании праздника Пасхи Греческой Церкви сначала поется “Приимите свет от невечернего Света”, а потом уже “Воскресение Твое, Христе Спасе...”. При воскресении Господа воссиявший свет оставил отпечаток на полотне...
Значение Туринской Плащаницы открылось в наше время – этими словами, прозвучавшими на чтениях, мы завершаем наш обзор.
Вера в воскресение – глубоко личное переживание для каждого. Мы постигаем истины веры сердцем. Но и ум человека, его познавательные способности не находятся в стороне, они тоже призваны свидетельствовать о Христовой Истине и Боговоплощении.
Наверное, не случайно, а промыслительно, что именно в наши дни, на исходе века, в канун 2000-летия Рождества Христова открываются тайны Плащаницы. Современный человек привык доверять ученым, для него научное исследование – наиболее весомое доказательство истины. Евангельский эпизод с апостолом Фомой – это, пожалуй, самая глубокая правда об особенностях духовной жизни наших современников. Сомнения, колебания, скепсис...
И вот о Христе и Его Воскресении свидетельствует Плащаница. Ее изучение явит миру еще много тайн, оно бесконечно, как бесконечны глубины веры и постижение евангельских истин.
Обзор подготовила
Ольга ЛАШКОВА
Публикация произведена при поддержке интернет магазина Профдекор.ру. Если Вы хотите по низкой цене купить красивые деревянные горизонтальные жалюзи, то больше не надо тратить время на утомительный поиск достойного предложения, вводя в поисковые интернет системы такие запросы, как «Жалюзи деревянные». Посетив сайт интернет магазина Профдекор.ру, который располагается по адресу http://www.profdekor.ru/, Вы сможете купить высококачественные рулонные шторы, пластиковые, алюминиевые, бумажные и деревянные жалюзи, самых разных цветов и оттенков, которые прекрасно впишутся в интерьер любого помещения. Все представленные на сайте магазина товары сопровождаются подробным описанием и фотографиями внешнего вида, что поможет определиться с выбором покупки, а выгодные цены и доставка по всей России позволят сэкономить Ваши деньги и время.