© Издательский Дом "Первое сентябьря" 25/2001 |
|
Проблема смысла
жизни – это проблема искомого идеала или истины.
Ее пониманием определяется цель, направление и
характер всей деятельности человека. Однако само
решение вопроса, если говорить по существу,
обусловлено экзистенциально-личностной
установкой человека: его свободой, его духовным и
нравственным состоянием. На исторической арене
три основные силы претендуют на решение этого
вопроса: религия, философия и наука. Кратко их
ответы можно было бы выразить следующим образом.
Религия, под которой подразумеваем такую
законченную систему верований, где идеи Бога и
вечной жизни являются центральными, – видит
смысл жизни в единении с Богом. Философия, в
конечном счете, – в рациональном постижении
истины. Наука – в максимальном познании мира.
Естественно, что каждый из этих ответов требует
широкой интерпретации.
В чем особенность православного понимания этого
вопроса?
Оно видит смысл жизни в вечной жизни в Боге,
именуемой иначе спасением. Это означает,
во-первых, убеждение в том, что Бог есть и что Он
является не только источником бытия, но и самим
бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего
существующего, возможно полноценное постижение
Истины и познание тварного мира в его существе.
Во-вторых, это предполагает понимание, что
настоящая (земная) жизнь является не
самодовлеющей ценностью, но необходимым
условием, преходящей формой бытия личности для
достижения ею совершенной жизни в Боге.
Христианскому сознанию поэтому
противоестествен атеистический призыв: "Верь,
человек, тебя ожидает вечная смерть!" –
поскольку в нем не остается для смысла самого
главного – жизни, в которой лишь и может быть и
осуществляется смысл.
Существо христианской веры можно выразить двумя
словами: "ХРИСТОС ВОСКРЕС!" – так как в них
заключена вся бесконечная и одновременно вполне
конкретная перспектива жизни. Ее смысл – в
уподоблении Христу и единении с Ним, иначе –
обожении, теосисе. Что это значит? Если ответить
кратко, это есть совершенство в кенотической
(греч. – самоумаление, жертвенное смирение)
любви, составляющей само существо Бога, ибо Бог
есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в
Боге и Бог в нем (1 Ин. 4,16). Апостол Павел
несколько подробнее пишет об этом состоянии в
своем Послании к Галатам, когда перечисляет
плоды действия Бога в человека. Он характеризует
его как любовь, радость, мир, долготерпение,
милосердие, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).
В другом послании он описывает это состояние
следующими словами: Не видел того глаз, и не
слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку,
что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2,9).
Апостол, как видим, пишет о том, что человек,
духовно очистившийся, исцеленный от страстей, то
есть духовно здравый, пребывает в глубокой
радости, любви и мире души – говоря на
современном языке, в счастье, но не мимолетном,
случайном, вызванном действием нервов и психики,
а ставшем свойством души "нового" человека,
и потому неотъемлемом, вечном. Следует, однако,
заметить, что не это состояние само по себе
является целью и смыслом жизни человека по
христианскому учению. Оно есть лишь одно из
следствий достижения цели – спасения,
обожения, единения с Богом, в котором личность
человека достигает полноты своего раскрытия,
богоподобия.
Но совершенство в любви это не только
нравственное и эмоциональное благо человека.
Любовь в не меньшей степени является и
совершенным "инструментом" познания Истины
и тварного мира. Не случайно те, которых Церковь в
силу их особой духовной чистоты именует
преподобными, называли духовную жизнь истинной
философией, искусством из искусств, наукой из
наук. Они потому ее так именовали, что правильная
аскеза, восстанавливая единство души с Богом,
открывает человеку и ведение Истины, и
созерцание Ее нетленной Красоты, и познание
существа всех творений. Опыт Церкви со всей
очевидностью свидетельствует, что духовное
совершенство человека, к которому призывает
Евангелие, – не фантазия разгоряченных
мечтателей, но реальность, факт, бесконечное
практически число раз проверенный в истории
жизни мира и доныне предлагаемый ищущему
человеку в качестве единственно разумной цели
бытия.
Естественно, такой смысл жизни неприемлем миром
языческим, существо которого первый Богослов
Церкви выразил в следующих словах: ...все, что в
мире: похоть плоти (жажда наслаждений:
чувственных, эстетических, интеллектуальных), похоть
очей (жажда богатства) и гордость житейская
(искание власти, славы), не есть от Отца, но от
мира сего (1 Ин. 2,16). Психологической базой мира
является "синдром страуса" – отказ видеть
единственно бесспорную и неминуемую реальность
этой жизни – смерть. Поэтому все силы человека и
бросает он на приобретение указанных "благ".
И хотя вполне очевидно, как безжалостно
отнимаются все они от простого прикосновения
смерти, тем не менее для мира идеал, выходящий за
пределы интересов этой жизни, ИДЕАЛ, распятый в
этой жизни, есть, по выражению апостола Павла, соблазн
и безумие (1 Кор. 1,23).
Христианский смысл жизни, заключающийся в
приобретении личностью еще здесь, на земле,
богоподобных духовных ценностей и вере в
реальное воскресение тела для бесконечной жизни
в Боге, ставится, таким образом, в непримиримое
противоречие с идеалом так называемого
атеистического гуманизма.
Было бы чрезвычайно интересно и важно
проанализировать те духовные истоки, из которых
происходит отрицание христианского идеала. Нет
сомнения, что эти истоки чисто духовного, а не
рационального порядка. В этом убеждают хотя бы
следующие соображения.
Первое. Каждая правильная теория
должна по меньшей мере удовлетворять двум
основным требованиям: иметь факты, ее
подтверждающие, и быть верифицируемой (само
собой разумеется, что она должна быть
непротиворечивой). Что христианство
удовлетворяет этим условиям – очевидно, и что
атеизм не имеет (и не может иметь в принципе) ни
фактов, подтверждающих небытие Бога, ни ответа на
главный для него вопрос: "Что должен сделать
человек, чтобы убедиться в небытии Бога?" –
не менее очевидно. Точнее, атеизм должен признать
свое полное согласие с религией в том, что для
человека, ищущего смысл жизни, есть только один
путь найти (или не найти) его – религиозный.
Второе. Христианство предлагает человеку
идеал, большего или равного которому не знала ни
одна религия мира, – чистая, бескорыстная любовь.
Эта любовь, по образу Христа, является высшим
состоянием блага (если использовать
терминологию Платона), счастья (по терминологии
мира), блаженства духовного человека, и
одновременно средством истинного познания Бога
и всего тварного бытия. Что этот идеал
совершенной любви достижим реально, а не плод
чьих-либо фантазий, об этом достаточно
красноречиво говорит история Церкви, жизнь ее
святых. Почему же, в таком случае, он не только
отрицается миром, но и часто с ожесточением,
огнем и мечом, "вычищается" из сознания
человеческого? Само это ожесточение разве не
является показателем истинного источника
отрицания миром христианского идеала жизни?
Третье – широко известное так называемое
"пари Паскаля". Действительно, признание
Христа, не отнимая ничего полезного и разумного у
человека в этой жизни, в то же время дает ему
полную надежду на благобытие в вечности, если
Христос есть Бог и Спаситель. Напротив,
отвержение Его как идеала и смысла жизни, ничем
не обогащая земного существования человека,
лишает его всего в вечности, если Бог есть.
Следовательно, быть христианином "выгодно",
отвергать же христианский смысл жизни неразумно.
Но, в таком случае, почему же этот смысл
отвергается?
Отвергается христианство, конечно, не в силу
каких-то его принципиальных противоречий
человеческой природе и жизни. Причина совсем в
другом. Оно отвергается из-за его полной
противоположности целям и характеру жизни
языческого мира. Для мира наслаждения, богатство
и слава являются существом жизни, для
христианства же – это страсти, неминуемо
влекущие за собой страдания, разочарования и
неизбежную телесную и духовную смерть. Для
язычества смысл жизни – земные блага, для
христианства же – блага духовные: любовь, мир
души, радость, чистота совести, великодушие, то
есть то, чем человек может владеть вечно. Наконец,
для язычества сама святость христианская
невыносима, она для него как укор совести в душе
нераскаянной, как звон колокольный, напоминающий
о вечной правде. Кстати, не случайно революция 1917
года в России с такой ненавистью сбрасывала и
уничтожала колокола...