© Издательский Дом "Первое сентябьря" 33/2001 |
|
![]() Спас в Силах. Икона XVII в. Средняя Русь |
Молитва Господи Боже наш, не остави нас, рабов Твоих (имена), многомутное бо волнение житейскаго моря ум наш мутит; и злаго разбойника стрелы, лукавии помыслы, души наша поразиша. Се бо заняты умом и несмыслены, к своему хотению ввергшие себе в злосмардную тину беззаконий; но очисти, и спаси, и прости, и помилуй нас, Человеколюбче, злыми напастьми, тяготою отчаяния удавленных и умерших душею; и направи нас на путь спасения, и утверди нозе наша пред Тобою стояти день и нощь, и Твоея помощи взыскати, и Тебе хвалити и славити вся дни живота нашего, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. |
Если спросить школьника: "Что такое 1
сентября?", то он немедленно ответит: "Начало
учебного года". А традиция начинать год 1
сентября происходит от древних церковных
обычаев. Три круга богослужения – суточный,
недельный и годовой – составляют суть
праздников. Внутри каждого круга вспоминается
вся история мироздания, от сотворения мира до
Второго пришествия Спасителя. Праздники на Руси
справляли искони. Путешествовавший по Руси в XVII
веке Адам Олеарий рассказал в своих записках о
почитании русскими праздников. Вот, в частности,
что он написал: "Русские имеют свои известные,
торжественные и праздничные дни, в которых они
отправляют свои моленья в церквах, и к этим
праздникам они прибавляют еще из каждой недели
воскресенье, среду и пятницу; в последние два дня
у них посты. Праздники эти в настоящее время
соблюдаются ими более, чем прежде. В настоящее же
время патриарх установил, чтобы не только по
праздникам и воскресеньям, но и по середам и
пятницам ни лавочки, ни мастерские не
открывались, а также в эти дни должны быть
закрыты кабаки и кружечные дворы, и чтобы в них
ничего не продавалось, особенно в то время, когда
в церкви идет служба.
Больших праздников, которые русские ежегодно
отправляют с великим торжеством, считается 13
(Воскресение Христово, шесть великих Господских
и шесть Богородичных праздников). Так как Новый
год начинают они осенью с 1 сентября, то первый
большой праздник их выпадает на 8 сентября,
который и называется у них праздником Пречистой
Богородицы. Кроме того, почти нет дня, в который
не выпадал бы праздник того или другого святого,
а иногда в один день совпадает по два и по три
таких праздника, и праздники эти миряне могут
праздновать или нет, кто как хочет. Духовные же
лица обязаны святить эти дни чтением, пением и
служением обедни.
По большим праздникам и по воскресеньям русские
ходят в церковь три раза: в первый раз перед
восходом солнца, и служба эта в церкви называется
заутреней, во второй раз к полдню, называется
обедней; и в третий раз вечером – вечерней".
Церковное Новолетие в память
константинопольской традиции называют началом
индикта. Император Константин Великий повелел
оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет,
после чего обеспечивать отставникам
государственное пособие за счет индикта
(по-латински – налога), который собирали 1
сентября, по окончании уборки урожая. На Руси
индиктом называли и каждый новый год
пятнадцатилетнего промежутка, и само
пятнадцатилетие. Кроме того, через 19
пятнадцатилетий (532 года) круги Солнца и Луны
снова начинаются вместе, то есть повторяется
природная ситуация дня подвига Иисуса Христа,
когда полнолуние бывает в пятницу. Временной
интервал в 532 года называют индиктионом. 1
сентября 2000 года (14 сентября по новому стилю)
наступает 7509 год от сотворения мира, или 61 год
пятнадцатого индиктиона (7509 : 532 = 14 с остатком 61),
первое лето пятого индикта.
С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как
церковно-государственный праздник. А с 1547 года на
всех главных площадях русских городов-крепостей
воевода с боярами и епископ с духовенством
здравствовали Царю. Смыслом богослужения в
Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя
в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос
сказал, что Он пришел исцелять сокрушенных
сердцем... проповедовать лето Господне
благоприятное.
Главное торжество совершалось в Москве на
Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни
Компани сообщал: "На площади воздвигается
помост, на который поднимаются Митрополит и
Великий князь и возвещают оттуда об окончании
года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой
водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя
крестом как самого князя, так и его сыновей,
молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в
это время громко кричит: "Великому Государю
нашему и детям его многая лета!" При этом все
радостно поздравляют друг друга, желая каждому
долгой жизни".
Посмотреть великолепие торжества Новолетия с
паперти Архангельского собора в XVII веке
допускали иноземных послов и почтенных гостей.
Например, за церемонией Новолетия при царе
Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами
приглашенные донские и запорожские казаки.
Празднование Новолетия дополнялось первым
представлением народу Царского наследника по
достижении им совершеннолетия, которым
считалось четырнадцатилетие. Царский наследник
выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году
в Новолетие торжественно венчался на царство
Борис Годунов, в память чего была воздвигнута
церковь Святого Симеона Столпника на Поварской
улице в Москве.
Учебный год в церковноприходских школах всегда
начинался с Новолетия. Эта традиция, естественно,
распространилась и на все другие учебные
заведения.