© Издательский Дом "Первое сентябьря" 36/2001 |
|
Разделение Катехизиса. 1 Кор. 13, 13.
Символ веры, его содержание, разделение,
происхождение; право Церкви созывать соборы –
Мф. 18, 17. Соборы Вселенские и Поместные,
непогрешимость Вселенских Соборов в делах веры и
безусловная обязательность повиновения им – Мф.
7, 21–23; Соборы – органы Святого Духа – Ин. 14, 16, 26;
15, 26; 16, 13; Деян. 15, 28; Соборы – живые свидетели
Церковного Предания.
Религиозная задача богоизбранного народа в
Ветхом Завете; ветхозаветное священство.
Избрание апостолов; обещание о Церкви. Лк. 6, 12–16;
Мф. 16, 13–19.
Соборы – храмы; смысл наименования их церквами;
внешний вид храмов и внутреннее их устройство.
Объяснение 9-го ирмоса Пасхального канона; ср. Лк.
1, 31–33.
Апостольский Собор в Иерусалиме. Деян. 15, 1–31.
1-й член Символа веры. Вера;
исповедание веры; единство Божие; непостижимость
существа Божия; свойства Божии общие и личные;
Троичность Лиц в Божестве. 1 Тим. 6, 16, Мф. 18, 20; Мф. 28,
19.
Явление Бога Аврааму в виде Трех Странников.
Явление Лиц Святой Троицы в Новом Завете:
Крещение Иисуса Христа. Мф. 3, 13–17.
Молитвы веры и исповедания перед Причащением
Святых Таин. Упоминание о троичности в
богослужении: начальные возгласы литургии и
всенощного бдения.
Мученики – исповедники веры. Краткий очерк
гонений на христианство со стороны евреев и
язычников до IV века; житие одного из мучеников и
одной из мучениц.
1-й член Символа веры (продолжение).
Бог – Творец мира; учение о мире невидимом;
творение мира видимого; различие первого (“в
начале”) и второго (“шестидневного”) творения
видимого мира; сотворение человека; образ и
подобие Божие в человеке; учение о
предопределении; основание его в предвидении
Божием; сохранение свободы человека; учение о
Промысле. Быт. 1, 1; Кол. 1, 16; Мф. 18, 10; Быт. 1, 26; Пс. 90.
Судьба Иосифа с точки зрения Промысла; Иов.
Случаи явления ангелов в Новом Завете; Мф. 2, 13; Лк.
1, 11, 26; Лк. 22, 43, притча о плевелах в поле Мф. 13, 24–43.
Воспоминание творения мира в богослужении;
вечерня, ее начало, великая ектения, пение стихов:
“Блажен муж” и “Господи, воззвах”.
Промыслительное подготовление древнего мира
языческого и еврейского к принятию христианства;
всеобщее ожидание Спасителя и другие
обстоятельства, благоприятствовавшие
распространению христианства; краткий очерк
распространения христианства во II–III вв.
2-й член Символа веры: Божественное
достоинство Иисуса Христа. Названия, усвояемые
Сыну Божию; Спаситель – Помазанник в общем и
частном смысле; догматические положения,
заключающиеся в этом члене Символа. Ин. 1, 1–17. Ин.
1,1; Ин. 10, 30; 1, 3; 1 Ин. 5, 20.
Понятие о ветхозаветных пророках,
первосвященниках и царях как о помазанниках: их
действия и нужные им свойства.
Преображение – свидетельство Божества Иисуса
Христа. Лк. 9, 28–36 ср. 2 Пет. 1, 17–18.
Учение о Божестве Иисуса Христа в церковных
песнопениях: “Свете тихий”, “Единородный
Сыне и Слове”.
История I Вселенского Собора, изложившего
правильное учение о Сыне Божием; борьба с
арианством; жизни и труды Афанасия Великого,
святого Василия Великого и святого Григория
Богослова.
3-й член Символа веры. Иисус Христос
– Искупитель. Цель его сошествия на землю; грех,
его происхождение, обусловленное свободою воли
человека; человек – личность, а не вещь; грех
“первородный” и личный; последствия греха;
“проклятие” как отчуждение от Бога;
мучительность его при сохранившемся у человека
стремлении к Богу; смерть; всеобщность смерти;
надежда спасения; “первоевангелие”; повторение
обещаний о Спасителе. Рим. 5, 12; Быт. 3, 15; 22, 18.
Сила первородного греха в семье Адама (Каин и
Авель) и Ноя (Хам).
Исцеление расслабленного, спущенного сквозь
кровлю; смысл слов Спасителя: прощаются тебе
грехи твои. Мк. 2, 1–12.
Пост как время покаяния во грехах. Великий пост;
недели подготовительные; молитва Ефрема Сирина.
Святой Иоанн Златоустый – проповедник покаяния
и нравственного учения христианского.
3-й член Символа веры (продолжение).
Иисус Христос – Богочеловек. Учение о воплощении
Иисуса Христа и об Его человечестве; два естества
и две воли в Иисусе Христе и одно Лицо; учение о
лице Богоматери; великое значение ее в истории и
жизни христианской женщины; прообразования и
пророчества об Иисусе Христе; пришествие Его на
землю; признаки, по которым узнали в Нем
Спасителя; учение и жизнь его как средства нашего
спасения. 1 Тим. 2, 15; Лк. 1, 43; Мф. 3, 17 ср. Мк. 4, 7; Ин. 12,
26; 1 Ин. 4, 1–3.
Прообразы Богородицы в Ветхом Завете; видение
лествицы Иаковом.
Жизнь Богородицы; Ее рождество, введение во храм,
Благовещение, Лк. 1, 26–38. Рождество Христово;
сретение Его во храме Симеоном; Отрок Иисус во
храме. Лк. 2.
Жизнь Иисуса Христа и Богоматери в воспоминаниях
Церкви в богослужении: праздники двунадесятые;
постоянные и переходные. Изображение Иисуса
Христа как Учителя и Искупителя в литургии:
объяснение малого и великого входа; Тропари
праздников Рождества Христова и Благовещения.
Учение о лице Иисуса Христа и Богоматери на
Вселенских Соборах III, IV, V и VI.
4-й член Символа веры.
Искупительные страдания и смерть Иисуса Христа;
причины ненависти к Нему со стороны учителей
народа еврейского. Понтий Пилат; цель упоминания
о нем в символе: исполнение древнего пророчества
Иакова; христианство – религия историческая.
Жизнь Иисуса Христа как единый искупительный
подвиг; действительные страдания Его, внутренние
и внешние (Гефсиманский подвиг, распятие);
страдание и смерть Его как искупительные,
следовательно, добровольные; всемирность жертвы
Христовой, усвоение ее искупительного значения
верующими; участие их в страданиях и смерти
Искупителя посредством живой веры, святых
таинств и деятельной борьбы с живущим в человеке
грехом (“распинание плоти со страстьми и
похотьми”) Быт. 49, 10; Гал. 2, 19, 20; Рим. 6, 1 Кор. 11, 26;
Гал. 5, 16.
Пророчество Иакова о Мессии из дома Иудина; Пс. 21
1, 8, 9, 15–19: изображение страданий Спасителя.
Суд над Иисусом Христом в синедрионе и у Пилата;
распятие, смерть и погребение Иисуса Христа; семь
слов Его со Креста.
Воспоминание страданий Иисуса Христа в
богослужении: вынос святого креста, вынос
Плащаницы; службы пред Плащаницею в Великую
Пятницу и Субботу. Тропарь Великой Субботы.
Явление креста императору Константину Великому;
деятельность его на пользу Церкви.
5-й член Символа веры. Значение
воскресения Иисуса Христа: слава Иисуса Христа,
победа над злом, основание нашего воскресения;
переход от уничижения к славе: сошествие во ад.
Церковная песнь: “Во гробе плотски”; понятие об
аде; цель сошествия Спасителя во ад; смысл слов:
“по Писанием”. Прообраз воскресения Иисуса
Христа. Достоверность факта воскресения. 1 Кор. 15,
20; Ис. 53, 5; Ос. 6, 2; Мф. 12, 40; 1 Кор. 15.
Случаи воскресения в Ветхом Завете.
Воскрешение Лазаря. Ин. 11.
Особенности богослужения в праздник Святой
Пасхи.
Явление Воскресшего Христа: обращение Савла; его
проповеднические труды.
6-й и 7-й члены Символа веры.
Вознесение Иисуса Христа на небо по
человечеству; сидение “одесную” Отца. – Второе
пришествие Иисуса Христа; будущий Суд;
бесконечное Царство; различие Первого и Второго
пришествия Иисуса Христа; всеобщность Суда и
образ его; Суд слов и мыслей; время и признаки
пришествия Христова; Царство Христово. Деян. 1, 11;
Мф. 25, 31–46; Мф. 12, 36; 25, 13.
“Царство вечное” – Царство Христово в
толковании пророка Даниила сна Навуходоносору.
Притча о десяти девах и притча о талантах –
изображение Второго пришествия и будущего Суда
Иисуса Христа. Мф. 25, 1–30.
Последнее явление Святых Даров на литургии,
изображающее вознесение Иисуса Христа; конец
литургии. Чтение евангелия о Страшном Суде в
неделю мясопустную. Тропарь праздника
Вознесения Господня.
Лжеучения и заблуждения, отрицавшие
человечество Иисуса Христа и Его будущее
пришествие и Суд: гностики-докеты 1 Ин. 4, 1–3;
Ориген, неправильные мнения его; ересь
жидовствующих в России.
8-й член Символа веры. Божество Духа
Святого; объяснение слова “животворящий”;
личное свойство Духа Святого; искажение учения
об этом в западных вероисповеданиях;
неизменность этого учения; доказательства из
Священного Писания и Священного Предания;
равенство Духа Святого Богу Отцу и Сыну;
боговдохновенность пророков и апостолов;
“Причастие Духа Святого” верующим; молитва и
таинства как средства для получения даров Его.
Деян. 5, 3–4; 3, 5; Ин. 15, 26; 1 Кор. 3, 16; Лк. 11, 13; Деян. 2, 38.
Преподание Духа Святого в Ветхом Завете:
помазание Самуилом Саула и Давида на царство: и
ношашеся Дух Господень над Давидом от того дня и
потом.
Предсказание пророка Иоиля о дарах Духа Святого
в новозаветное время. Деян. 2, 16–21.
Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками и
обетование Иного Утешителя – Духа Святого. Ин.
13–16.
Воспоминание события сошествия Святого Духа на
апостолов в богослужении; особенности праздника
Пятидесятницы; тропарь и величание праздника.
Призывание Духа Святого и освящение Даров за
литургией.
Сошествие Святого Духа на апостолов; первые
успехи апостольской проповеди. История II
Вселенского Собора.
9-й член Символа веры. Связь с
предыдущими членами Символа: усвоение верующими
истинного боговедения, и благочестия, и
искупительных заслуг Спасителя, и проявление
дарования Святого Духа – в Церкви; понятие о
Церкви; основание ее и различные ее наименования;
задача Церкви: Церковь – продолжательница дела
Иисуса Христа на земле. Еф. 4, 10–13; 2. 11–22; Гал. 4, 19.
Церковь видимая – земная, и невидимая –
Небесная. Вечность Церкви. Мф. 16, 18; 23, 20. Верховный
Глава Церкви – Господь Иисус Христос 1 Кор. 3, 10–11.
Свойства Церкви:
а) Единая. Единство видимой Церкви при
самостоятельности частных церквей. Единство
между Церковью небесной и земною; общение живых
членов Церкви с умершими; призывание святых;
молитвы за умерших; иконы, останки святых как
видимые посредства невидимого общения Церкви
земной с Небесною;
б) Церковь Святая; понятие о святости; смысл
наименования христиан святыми. Деян. 9, 32, Рим. 1, 7; 1
Кор. 1, 1; 16, 1; 1 Пет. 2, 9; отсечение от Церкви
нераскаянных грешников;
в) Церковь Соборная; преимущества Вселенской
Церкви; ее непогрешимость в делах веры;
г) Церковь апостольская по учению своему и по
преемству даров Духа Святого в ее
богоучрежденной иерархии; необходимость
принадлежать к единой святой, соборной и
апостольской Церкви. Церковное управление:
степени иерархии, различие их между собою; власть
церковная, средоточие церковной власти;
замечание о власти Святейшего Синода. – Кирилл
Иерусалимский – Поуч. Тайнов. 5, 9; Откр. 8, 3–4; Еф. 5,
25–27; Кол. 3, 11; Гал. 3, 27–28; Послание восточных
патиархов. чл. 12; 2 Сол. 2, 15; Гал. 1, 8; Мф. 18, 17; Еф. 4,
11–12.
Ветхозаветное священство; “скиния собрания”;
храм Иерусалимский; освящение храма Соломоном и
его молитва.
Проклятие смоковницы; притча о злых виноградарях
– осуждение Церкви еврейской и предсказание о
Церкви новозаветной. Притча о браке царского
сына (всемирность Церкви); заповедь Иисуса Христа
при вознесении; исцеление слуги сотника; притчи:
о плевелах в поле, о неводе, о закваске.
Молитвы о Церкви и власти церковной за
богослужением: в ектениях – великой и сугубой;
при поминовении членов Церкви по освящении Даров
в литургии: “В первых помяни, Господи”; в молитве
заамвонной. Праздники в честь святых; молитвы за
усопших; дни поминовения их; панихиды.
Устройство Церкви Русской и управление ее в
домонгольский период русской истории; святые
митрополиты Михаил и Иларион. Учреждение
патриаршества в России.
10-й член Символа веры. Понятие о
таинстве и о благодати; видимая и невидимая
сторона в таинстве; перечисление таинств;
обязательные для всех таинства и принимаемые по
желанию; таинства неповторяемые. Тит. 3, 4–6; Рим. 5,
17; 8, 1–4; Еф. 2, 8–9; 2 Пет. 1, 3–4 и 9.
Главные обряды богослужения ветхозаветного;
смысл их; имели ли они силу таинств?
Притча о браке царского сына: необходимость в
Царстве Божием (Церкви) пользоваться
благодатными средствами. Мф. 22, 1–14.
Обряды литии, благословения хлебов и полиелея;
сходство и отличие их от таинств.
Исправление обрядов и книг в Русской Церкви;
труды и заслуга патриарха Никона в этом деле.
Крещение и миропомазание. Понятие
о таинстве Крещения; его установление,
необходимость; важнейшее обрядовое действие в
крещении, соответствие его внутреннему значению
таинства; внутренние – нравственные условия для
крещения; замечание о крещении младенцев,
обязанности восприемников; главнейшие обряды
таинства; совершители таинства; когда и как
совершают таинство Крещения миряне;
неповторяемость таинства: “крещение слезами” –
покаяние как средство очищения грехов,
совершенных после крещения; “крещение кровью”.
Понятие о таинстве Миропомазания; его видимая и
невидимая сторона; образ совершения таинства при
апостолах; освящение мира; обряды таинства и их
значение; совершители таинства; неповторяемость
Миропомазания. Ин. 3, 5; Мф. 28, 19; Деян. 2, 38; Мк. 16, 16; Мф.
16, 24; 1 Ин. 11, 20; 2 Кор. 1, 21, 22. Деян. 8, 4–17.
Помазание в Ветхом Завете.
Деятельность Иоанна Предтечи. Иоанново
“крещение покаяния”; Крещение Господне. Мф. 3.
Помазание освященным елеем во всенощном бдении.
Крещение святого князя Владимира; святой Стефан
Пермский и крещение зырян.
Причащение. Понятие о таинстве
Причащения; его установление. Литургия, части ее,
место совершения; проскомидия; вещество для
таинства – хлеб и вино, их качество; содержание и
характер литургии оглашенных; важнейшее
действие литургии верных; нравственные условия
для Причащения; плоды таинства; объяснение
малого и великого входа и последнего явления
Святых Даров в литургии; вечность таинства в
Церкви Христовой. Необходимость Причащения;
участие в литургии не приступающих к таинству
Причащения. Причащение под обоими видами в
православной Церкви; причащение младенцев. Мф. 26,
28; 1 Кор. 11, 28–29; Ин. 6, 54, 56; Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 26.
Пасха еврейская.
Тайная Вечеря. Мф. 26, 17–30; Мк. 14, 12–26; Лк. 22, 1–39; Ин.
13; 1 Кор. 11, 23–34.
Таиносовершительная молитва освящения Святых
Даров за литургией; Причащение
священнослужителей и верующих; молитва перед
причащением. Богослужение в Великий Четверг.
Спор об опресноках в таинстве причащения,
введенных в Западной Римско-Католической Церкви;
лишение мирян чаши и другие отступления
католичества от древнего апостольского строя
Церкви. Отпадение Западной Церкви от союза с
Восточной.
Покаяние; священство. Понятие о
таинстве Покаяния; его установление; внутренние
условия для покаяния; внешние условия; глубокое
значение и необходимость уставной исповеди и
видимого прощения от священника; средства для
возбуждения духа покаяния; говение; замечание об
епитимии. Мф. 23, 18; Ин. 20, 22–23; 2 Кор. 7, 10. Понятие о
таинстве Священства; его установление, права и
обязанности в Церкви Христовой; степени
священства и их различие. Еф. 4, 11–12; Деян. 20, 28; Тит.
1, 5; 1 Кор. 9.
Примеры покаяния в Новом Завете: Мария Магдалина,
грешницы; Закхей; разбойник на кресте; притча о
блудном сыне. Лк. 7, 36–50; 19, 1–10; 15, 11–32; 23, 40–43.
Великий пост как время покаяния; понятие о
говении; особенности великопостного
богослужения по внешнему виду и по внутреннему
составу; литургия Преждеосвященных Даров. “Ныне
силы небесныя”; молитва Ефрема Сирина.
Избрание диаконов; появление в Церкви при
апостолах степеней пресвитерской и епископской.
Деян. 6, 1–7; 14, 23; 15, 4; 1 Тим. 3, 1–2; 8–10; 12–13; 5, 17–19;
21–22; 4, 12–16; 2 Тим. 1, 6, 13; 2, 2; 3, 10–17; 4, 1–2, 5–8.
Замечательные пастыри Церкви Вселенской и
Русской: Афанасий Великий, Амвросий
Медиоланский; святые митрополиты Петр, Алексий,
Иона; Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский,
Феодосий Черниговский.
Брак; елеосвящение. Понятие о
таинстве Брака; начало брака; свидетельство
Священного Писания о браке как о таинстве;
благодатная сила таинства; великое значение
брака в жизни христианского общества как школы
любви, самоотречения, взаимной заботливости и
как рассадника добрых членов Христовой Церкви.
Нерасторжимость брака. Девство для могущих
вместить. Еф. 5, 35; 1 Кор. 7, 8–9; 32–33; 38. Мф. 19, 1–10; 11–12;
6. Места Священного Писания, говорящие о таинстве
Елеосвящения; его обрядовая сторона, внутреннее
действие; предрассудки относительно этого
таинства. Мк. 6, 13; Иак. 5, 14–15.
Примеры благословенных и благочестивых браков в
Ветхом и Новом Завете.
Брак в Кане Галилейской. Ин. 2, 1–2. Благословение
детей. Мф. 19, 13–15. Исцеление расслабленных
Спасителем и указания Его на грех как на причину
болезней телесных: Мк. 2, 1–12; Ин. 5, 5–14.
Помазание елеем на всенощном бдении; полиелей
(“Хвалите имя Господне”) и конец утрени на
всенощном бдении: Канон (1-я и 9-я песни канона
Пасхального), великое славословие.
Причины появления в Церкви монашества; значение
его; монашество на Востоке скитское и
общежительное; преподобные Антоний Великий и
Пахомий; монашество на Афоне; монашество в
России. Преподобные Антоний и Феодосий и
значение основанной ими Киево-Печерской Лавры в
истории русской церкви.
11-й и 12-й члены Символа веры.
Содержание: воскресение мертвых, возможность
его; учение об этом Священного Писания;
всеобщность, время воскресения;
человекообразные выражения Священного Писания
при изображении воскресения мертвых;
преобразование мира; “новое небо и новая земля”;
состояние души до воскресения; соединение с
Христом; суд частный и Суд всеобщий; молитва об
умерших. 1 Кор. 15, 1–58; Рим. 8, 21; 2 Пет. 3, 13; Флп. 1, 23; 2
Кор. 5, 10; 1 Кор. 13, 8; Мф. 12, 31–32; Откр. 21, 1–7; 2 Пет. 3; 2
Кор. 4, 5–5, 10. Жизнь будущего века; блаженство ее
для праведников; источник блаженства, степени
его – в меру восприемлемости нравственного
развития; отсутствие в христианстве чувственных
представлений будущей жизни и блаженства;
причина погибели грешников. Ин. 3, 2; 1 Кор. 13, 12; 1 Кор
15, 41–42; Мф. 25, 49; 2 Сол. 2, 10.
Вера Иова при его страданиях в жизнь загробную.
Вера Давида в бессмертие. Пс. 15.
Учение Иисуса Христа о воскресении мертвых на
вопрос саддукеев; притча о богаче и Лазаре. Лк. 20,
27–39; 16, 19–31.
Общий смысл молитв и песнопений при погребении и
поминовении усопших. Чтение Евангелия на
воскресном всенощном бдении; песнь церковная
“Воскресение Христово видевше”.
Вера христиан в загробную жизнь; смерть
первомученика Стефана, апостолов Петра, Иакова;
священномученик Игнатий Богоносец.
О надежде христианской; о молитве.
Понятие о надежде, связь ее с верою в Бога, Его
Промысел и искупление; значение ее в общем
мировоззрении христианском. Молитва и как
средство укрепления надежды, и как плод ее;
понятие о молитве, свидетельство Спасителя о
силе молитвы; виды молитвы по содержанию;
славословие как высшая молитва ангельская и
человеческая; молитва внутренняя и внешняя;
связь между ними; недостаточность одной внешней
молитвы; естественность и необходимость
наружной молитвы, вытекающая из потребностей и
свойств человеческой души и подтверждаемая
примером Богочеловека. Молитва частная и
общественная. 1 Тим. 1, 1; Ин. 14, 13 ср. Мф. 7, 7–11; Мк. 11,
23–26; Мф. 15, 8–9. 1 Кор. 6, 20; Мф. 12, 3–4; Ин. 17, 1; Лк. 22, 41;
Мф. 26, 39; Мф. 5, 5–15; Лк. 10, 21–24; Ин. 2, 13–17.
Примеры молитвы в Ветхом Завете; Каин и Авель; Ной
и его благодарственная жертва. Молитва Анны,
матери Самуила. Молитва Давида и Соломона.
Псалмы.
Иисус Христос и Его молитва на Фаворе и в
Гефсимании; ревность Его о святости храма как
дома молитвы; притча о мытаре и фарисее. Лк. 9, 28; 22,
39–45; Ин. 2, 13–17; Лк. 18, 1–14.
Молитва – богослужение; его происхождение; виды
богослужения; его установление в Ветхом и Новом
Завете. 1 Кор. 11, 18–22; 14, 40.
Представители высокого молитвенного духа в
истории Русской Церкви; Преподобный Сергий,
святой Тихон Задонский, святой Серафим
Саровский.