© Издательский Дом "Первое сентябьря" 44/2001 |
|
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «Электрошокерс». Посетив сайт интернет магазина «Электрошокерс», который располагается по адресу http://electroshockers.ru, Вы сможете купить электрошокеры в СПб. Удобный рубрикатор сайта, подробное описание и видео обзоры всех предлагаемых средств самозащиты помогут подобрать самый подходящий электрошокер, а выгодные цены и доставка заказа на дом, позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени.
– Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы – права родителей. И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей. Оно отражено в Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64), где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Аналогичные права предоставлены родителям и иными нормативными актами. Причем по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции РФ, поскольку статья 38 гласит: "Забота о детях, их воспитание – равно право и обязанность родителей". Причем право это преимущественное, то есть в плане воспитания родители имеют приоритет перед всеми другими лицами, как физическими, так и юридическими. Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Никто не имеет права от них это скрывать. И если предмет не входит в число обязательных (как, например, все программы полового просвещения), то он может преподаваться ребенку только с предварительного письменного согласия его родителей.
– А как быть с обязательными
предметами? Что делать, если сведения, угрожающие
детской нравственности, будут включаться в
обязательные предметы?
– Почему будут? Уже есть случаи, когда в
базовых предметах появляются элементы так
называемого полового просвещения, развращающего
детей и подростков. Необходимо иметь в виду, что,
когда родители оформляют ребенка в школу, школа
обязана ознакомить их с уставом и со своими
образовательными программами, как
дополнительными, так и основными. И если родитель
соглашается с программами и отдает ребенка в
данную школу, то ребенка обучают в рамках этих
программ. Если родитель возражает против
какого-то обязательного предмета, то ребенок не
будет по нему аттестован и лишится возможности
получить полноценное образование. Но, с другой
стороны, по одному и тому же предмету – скажем, по
истории, может быть несколько программ,
несколько учебников. И если программа какого-то
конкретного автора содержит информацию, которая
с точки зрения одного или нескольких родителей
является недостоверной или наносит вред
нравственному и духовному здоровью ребенка, то
родители могут обратиться к администрации школы
с просьбой заменить программу или учебник. Этот
вопрос решается по согласованию между школой и
родителями, так как закон конкретно не
определяет это согласование. Как юрист, я считаю,
что включение элементов "сексуального
просвещения" в обязательную школьную
программу нарушает преимущественное право
родителей на воспитание ребенка,
гарантированное им Конституцией. В Законе об
образовании указано, что школа занимается
образованием и воспитанием. Но вместе с тем
преимущественное право на воспитание
принадлежит все-таки родителям. Поэтому все, что
касается воспитания детей, должно производиться
по согласованию с родителями. И если вдруг в
любой базовый предмет включаются элементы
полового воспитания (под которым обычно
понимается сексуальное просвещение), в этом
случае нарушается конституционное право
родителей на выбор системы полового воспитания.
Каждый родитель вправе сам решать: должен его
ребенок сексуально образовываться школой или
нет. Школа не может брать на себя эти прерогативы.
Поэтому шаги, предпринимаемые в рамках систем
образования по внедрению в школы поголовного
полового воспитания, я считаю абсолютно
незаконными.
– Родители имеют основания подать
в этом случае в суд?
– Каждый человек, чье конституционное право
нарушено, имеет основания для его защиты. Суд
обязан защитить права родителей. Кроме того,
можно ставить вопрос о признании незаконными
действия нормативных актов, которыми утверждены
стандарты образования и программы, содержащие
половое просвещение.
– А сейчас половое просвещение
включено в стандарты образования?
– К сожалению, в числе основных задач
злополучного проекта "Половое воспитание
российских школьников", впоследствии
переименованного в "Воспитание здорового
образа жизни", значится именно включение
элементов "полового воспитания" в
образовательные стандарты. Так что, надо
полагать, попытка включить "половое
воспитание" в образовательные стандарты будет
сделана. Тем, кто не согласится учить детей по
подобным программам, останется домашнее
обучение. Фактически будет нарушено право на
доступность всеобщего среднего образования.
– И что, апеллировать к закону уже
будет бессмысленно?
– Тогда возможен судебный спор. Таких споров у
нас пока нет, но в принципе наша система
законодательства подразумевает право на защиту
нарушенных прав и законных интересов. В данном
случае это будет законное право на получение
всеобщего образования и законное право на
преимущественное воспитание детей. Если
родители будут обращаться в суд, тогда, может
быть, кое-кто задумается...
– А как быть в данном случае с
правами верующих? Скажем, православных? Ведь они
не всегда имеют возможность обучать детей в
православных гимназиях (хотя бы потому, что
далеко не во всех городах и поселках такие
гимназии есть) и отдают их в государственные
школы. Ведь, по убеждениям религиозных людей,
сексуальное просвещение – грех.
– Да, сексуальное просвещение противоречит
нравственным установкам всех традиционных
конфессий, не только православной. Оно задевает
чувства верующих. И включение полового
воспитания в обязательную школьную программу
грубо нарушает права верующих, их право не знать
что-то. Есть право знать, а есть право не знать.
– Насколько я знаю, кроме
физического воздействия на ребенка Законом об
образовании запрещается и воздействие
психическое. Мой ребенок, например, расценил как
психологическое насилие анкетирование, которое
пыталась затеять в их классе психолог. В анкетах
содержались вопросы: "Ссорятся ли твои
родители? Как часто они ссорятся?" "Это
личное дело нашей семьи. Почему я должен
рассказывать чужому человеку такие вещи?" –
возмутился мой сын и отказался отвечать.
– И правильно сделал! В российской
Конституции сказано, что каждый имеет право на
частную жизнь. Жизнь семьи – это частная жизнь, и
подобная анкета являет собой пример не просто
психического воздействия на ребенка, а нарушение
конституционного права каждого человека на
частную жизнь. То есть, с точки зрения юриста,
нарушение еще более серьезное, чем нарушение
обычных прав. Увы, далеко не все наши педагоги
достаточно хорошо воспитаны и понимают, что
такое право на частную, личную жизнь. Вот недавно
по телевизору одной девушке на улице пытались
задать вопрос: "Не хотите ли вы рассказать
что-нибудь о сексе?" Она ответила: "Нет. Это
мое сугубо личное дело". "Вы что, синий
чулок?" – стал допытываться тележурналист.
"Нет, – сказала она, – я не синий чулок. Но моя
жизнь в этой области – это мое личное, частное
дело, и в это никто не имеет права вмешиваться. Я
на эти темы не говорю".
– Очень часто родители боятся
связываться с учителями, боятся, что ребенка
затравят. Как вам кажется, эти страхи оправданны
или, скорее, бояться должен педагог, что его
обвинят в травле ученика и он останется без
работы?
– Я думаю, что если родители нормально
осуществляют свои родительские обязанности и
защищают ребенка от различных негативных
последствий, то бояться им нечего. Тут, скорее,
надуманные страхи. Во-первых, педагоги отвечают
за жизнь и здоровье ребенка, за то, чему они детей
обучают. То есть школа имеет массу обязанностей
перед родителями. Другое дело, что прежде чем
затевать конфликт, родитель должен здраво и
взвешенно проанализировать сложившуюся
ситуацию, выслушать не только своего ребенка, но
и педагога.