© Издательский Дом "Первое сентябьря" 01/2002 |
|
Здравствуйте, уважаемая редакция
"Воскресной школы"!
Пишет вам Александр Каширов, заключенный.
На протяжении двух последних лет я
являюсь, если можно так выразиться, стихийным
читателем вашей газеты. Хотелось, конечно,
получать "Воскресную школу" периодически,
но, к сожалению, такой возможности у меня пока
нет, потому что я не располагаю необходимой для
подписки суммой. Но не в этом, собственно, причина
моего обращения, а в том, что, читая имеющиеся в
моем распоряжении номера "Воскресной
школы", я пришел к выводу, что вы можете помочь
как мне, так и многим заключенным, которые
пытаются самостоятельно изучать основы
православного вероучения.
Для того чтобы быть правильно понятым, я коротко
расскажу вам о том опыте изучения некоторых
духовных дисциплин, которым обладаю сам, и о
попытках создания заочной воскресно-приходской
школы в нашей колонии, которые предпринимаются с
декабря 2000 года. А в заключение письма постараюсь
сформулировать некоторые вопросы, на которые
попрошу ответить вас или постоянных читателей
"Воскресной школы".
Три с половиной года назад я оказался в одиночной
камере следственного изолятора г. Пензы, где
находился по обвинению в совершении тяжкого
преступления. Именно там, в "одиночке", в мои
руки попала Библия. По Промыслу Божию это был тот
самый экземпляр, который, еще будучи человеком
свободным, я пытался прочитать не один десяток
раз, но ничего в ней не увидел. И вот, словно в
наказание за мою слепоту, Библия раскрыла вдруг
свои сокровища, хлынувшие на меня всесокрушающим
водопадом истины.
Прошло время, позади остались следствие, суд,
приговор, печальные лица моих близких – все как в
тумане. Вспоминая теперь то время, я думаю, что со
стороны выглядел, наверное, глубоко помешанным
человеком, потому что улыбался, как ребенок, даже
самым неприятным вещам. Но ведь я жил величайшим
открытием, которое удавалось делать кому-либо из
людей, – я открыл Бога, Который, как оказалось,
всегда рядом. А еще, где-то в глубине сознания,
пока не совсем явно, но уже настойчиво, стало
вдруг подниматься всеобъемлющее желание –
знать, знать как можно больше обо всем, что
связано с Господом.
Прибыв в колонию для отбытия срока
наказания, я начал писать в различные инстанции,
где просил помощи в приобретении
фундаментального богословского образования. В
июле 1999 года мои беспорядочные поиски увенчались
успехом: из Православного Свято-Тихоновского
института пришло письмо, в котором мне обещали
всемерную поддержку в обучении некоторым
богословским дисциплинам – тем, что я сам смогу
осилить посредством переписки. Со временем
выработался метод, позволяющий, с одной стороны,
изучать сразу несколько предметов, с другой –
проверять уровень моего знания.
Теперь за плечами уже два полноценных года
систематического обучения, пусть немного
необычного, но, ручаюсь, достаточно серьезного и
глубокого. Для примера можно сказать, что в
настоящее время я уже закончил изучение
церковнославянского языка, догматического
богословия, истории философии, восстановил в
памяти историю России, грамматику русского
языка... И, уверяю вас, останавливаться я не
собираюсь, по крайней мере пока мне кто-то будет
помогать в приобретении литературы,
консультировать по наиболее сложным вопросам.
Наверно, поэтому ни для кого не будет
удивительным то, что в процессе поиска наиболее
эффективного для себя построения учебного
процесса, когда постоянно приходится искать
нужную литературу, самостоятельно выстраивать
учебные графики, составлять вопросники для
самопроверки, однажды приходишь к желанию как-то
систематизировать свой опыт, поделиться с кем-то
приобретенными знаниями. И идя по этому пути, я
незаметно подобрался к простому решению –
создать в колонии условия для получения
заключенными начального духовного образования.
С сентября 2000 года я задался целью найти людей,
заинтересованных в том, чтобы в нашей колонии
появилась возможность духовного образования. И
мои потуги достаточно быстро увенчались успехом.
Уже в ноябре того же года я получил письмо от
руководства воскресной школы прихода храма
Преподобного Серафима Саровского Москвы, в
котором предлагалось открыть у нас филиал данной
школы на основе заочной формы обучения.
Естественно, что я с большой радостью взялся за
организацию этого богоугодного начинания, и вот
уже почти целый год мы пытаемся что-то в этом
направлении сделать.
Переписку по построению учебного процесса со
стороны воскресной школы взяла на себя Валентина
Павловна Андреева, женщина очень энергичная.
Благодаря ее кипучей деятельности буквально в
течение двух месяцев я уже имел на руках
некоторые методические указания по ведению
Закона Божия, катехизиса, план трехлетнего
обучения в школе, образец свидетельства об
окончании и т.д. Помогли нам также и письменными
принадлежностями, что в нашем положении
немаловажно.
Хорошую службу в адаптации
предложенной методики обучения сыграл тот факт,
что и мое обучение в институте начиналось с того
же учебника по Закону Божию (протоиерея
С.Слободского), который был взят за основу
преподавания в воскресной школе, а православный
катехизис я изучил уже в объеме лекций
Богословского института. Конечно, преподаватель
из меня слабоватый, откровенно говоря, но
направлять занятия в требуемом направлении мне
вполне удавалось. Мы начали учебу.
Когда учебный год подошел к концу, нам все-таки
удалось охватить требуемый для первого года
обучения объем знаний, а в заключение – написать
сочинение по предложенным темам.
Летом, с разрешения администрации колонии, мы
занялись реконструкцией помещения молитвенной
комнаты, расширив ее в два раза. В одной части
просторного теперь помещения будет
располагаться учебный класс, а в другой –
воздвигается иконостас и оборудуется алтарь.
В свободное время я осмысливал опыт,
приобретенный мной в качестве ведущего уроков по
Закону Божию, читал публикации преподавателей
(кстати, в имеющихся экземплярах "Воскресной
школы"), анализировал свои ошибки. И вот, в
связи с этими размышлениями я хочу задать вам
несколько вопросов, а возможно, получить
практическую помощь в дальнейшей работе по
устроению воскресной школы.
1. Прежде всего хочу обратить ваше
внимание на такую проблему, как организация в
местах заключения библиотек с духовной
литературой. Христианской литературы теперь в
некоторых колониях больше, чем в иных монастырях.
И все было бы неплохо, да беда в том, что книги-то
приходят стихийно, без всякого подбора. Хорошо,
если в одной из десяти книг есть какие-то
рекомендации. Возможно, здесь расчет на то, что
священник, окормляющий православную паству
колонии, сам разберется, кому какую книгу
рекомендовать. Но священник есть не в каждой
колонии, а если есть, то приходит он один-два раза
в месяц, и времени у него хватает лишь на службу.
Вот и получается, что каждый читает то, что ему
больше хочется, а следовательно, всегда имеет
шанс раньше времени взяться за серьезный труд,
привлеченный именем автора. Но ведь такая
неразборчивость в чтении не только бесполезна,
но и опасна (мне ли вам об этом говорить? Простите
уж за самоуверенность...).
Вот вам пример, прекрасно иллюстрирующий мои
слова. Некоторое время тому назад ко мне
обратился заключенный с просьбой: хотелось ему
прочитать "Добротолюбие", причем все пять
томов сразу. Я попытался объяснить, что данная
книга – это очень серьезное чтение, требующее
подготовленной души; читается она только по
благословению духовного наставника, а
самостийно заниматься ее изучением, да еще и
применять на опыте некоторые рекомендации, может
быть, даже небезопасно для духовного здоровья.
И вот буквально на днях я вновь стал свидетелем
подобной истории, только, пожалуй, еще более
колоритной. Довелось мне – не больше не меньше –
слушать со стороны спор двух "продвинутых"
христиан о том, насколько малоэффективны советы
святителя Игнатия Брянчанинова, изложенные им в
"Аскетических опытах...".
По моим наблюдениям, результатом подобного
отношения к духовной литературе становится, как
правило, следующее: во-первых, либо человек, не
совладав с высокой мыслью автора книги, вообще
отказывается от любого душеполезного чтения и
обращается ко всякого рода оккультному знанию
(его здесь тоже в достатке!), либо он взлетает на
такие вершины прелести, откуда его трудно
возвратить без вмешательства опытного
духовника, коих не так уж и много теперь;
во-вторых, и это происходит в большинстве
случаев, человек совершенно не понимает роль
Церкви, духовенства в духовной его жизни: зачем
ему священник, если он сам уже "все"
знает?
И вот теперь я хочу спросить: нельзя ли хоть
как-то систематизировать отправку духовной
литературы в колонии и тюрьмы? Ведь можно же,
например, разработать перечень книг, необходимых
для чтения новоначальному христианину, затем –
более просвещенному и т.д., причем строго указать
последовательность чтения, предостеречь от
поспешных шагов.
2. Скажите, вам о чем-то говорит такой
факт: в нашей колонии порядка пятидесяти человек
учатся на заочных курсах по изучению Библии,
которые распространяются такими организациями,
как "Духовная свобода", "Свобода во
Иисусе" и т.п.?
Не секрет ведь для многих, что указанные
организации занимаются откровенной профанацией
учения Христова. Зато, по-видимому, не всем еще
понятно, почему они достигли такого серьезного
успеха при своей упрощенной донельзя схеме
проповеди. Хотя ответ очевиден: альтернативы нет
– вот и весь ответ. Найдите пример, который
покажет, что я не прав, что Православная Церковь
готова любому желающему заключенному
предоставить возможность заочного духовного
образования, пусть хотя бы самого простого,
воскресно-приходского. Уверяю вас, не стоит и
пытаться – не найдете. Есть, конечно, единичные
попытки, слухи опять же ходят какие-то
неопределенные, что нечто подобное
предполагается сделать. Люди хотят сейчас
учиться, сегодня, причем официально, плюс иметь
хоть какую-то перспективу на образование более
высокого уровня. А секты-то, вот они – уже готовы
дать любому свои тетрадочки с квадратиками для
ответов: поставил ответы – получи зачетку, а
зачетка солидная такая, с золотым тиснением и
указанием успешного выполнения задания в
процентном отношении. А кто будет задумываться,
что знание о Боге, выраженное в процентном
отношении, – это абсурд? Для того чтобы понимать,
что является истинным, а что нет, необходимо
прежде иметь представление о истине, но его-то и
нет.
Знаете, я не буду сейчас сыпать доводами,
приводить примеры в пользу того, что духовное
просвещение тюрем и колоний России нуждается в
более серьезном внимании, чем это есть теперь, –
это многим уже должно быть понятно. Но хочу
просить вас, поднимите этот вопрос на страницах
"Воскресной школы", пусть люди выскажутся.
Может быть, найдутся те, кто покажет, что я
заблуждаюсь, что не все так печально, тогда я
порадуюсь этому факту и успокоюсь. А может быть, и
согласятся со мной, тогда поиски решения
настоящей проблемы привлекут внимание
православных педагогов, что совсем уже будет
хорошо. В любом случае, я думаю, польза будет
велика.
И уж совсем было бы чудно, если найдутся такие,
кто на опыте решится проверить свои рекомендации
по настроению учебного процесса. В этом случае мы
готовы выступить в качестве экспериментального
класса обучения и всегда готовы для писем, для
контактов. Вот адрес: 431140, Республика Мордовия,
Зубово-Полянский район, п. Ударный, Учр. ЖХ-385/10, 5
отр., 88 к., Каширову Александру Анатольевичу. У
нас есть и свои наработки – мы с радостью
поделимся.
На этом писать заканчиваю. Желаю всему
коллективу газеты "Воскресная школа"
успехов на богоугодном поприще, помощи Господа и
Матери Божией!
Храни вас Бог!
23.09.2001 г.