Стена между нами и Богом
Грех – препятствие на пути к спасению

Спас Всемилостивый.
Деталь иконы XVII в. Вологда
|
Кондак
Душе моя, почто грехами богатееши,
почто волю диаволю твориши, в чесом надежду
полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с
плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя
грешнаго. |
Главным препятствием для спасения
является грех. Но Господь по Своему милосердию
даровал нам благодать покаяния, которая зовется
вторым крещением, чтобы мы, поборов в себе грех,
омывали ею, очищали и убеляли свою бессмертную
душу для жизни вечной, делая душу достойной
участия в радостях вечного царства света.
Самый страшный враг – это грех. И болезни, и
скорби, и страдания, по милосердию Божию, могут
оставлять нас еще при жизни; и даже если болезнь
остается неизлечимой и скорбь неутолимой, то
смерть их прекратит, потому что в будущей жизни
"нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий".
А нераскаянные грехи мы возьмем с собой в
посмертную жизнь. И мы называем их самыми
страшными врагами потому, что наши грехи
разлучают нас от общения с Господом, лишают нас
вечных радостей и будут служить источником
вечных скорбей в загробной жизни.
Вот почему наша Святая Православная Церковь, как
любящая мать, установила особые времена в
течение церковного года для покаяния в грехах,
чтобы ни у кого из нас, ее детей, не оставалось в
душе грехов нераскаянных, неоплаканных,
неискупленных.
Грех – наш грозный враг, потому что, подчиняя нас
себе, отнимает от человека то, что является самым
дорогим для нас, – право на вечное спасение. Из
кирпичей отдельных грехов и страстей быстро
вырастает высокая стена, разделяющая душу
человека от Бога.
Грех сушит сердце, отнимает дар молитвы,
умиления, благоговения – все то, что составляет
духовное богатство человека и что верующий
человек накапливает в себе годами. Грех лишает
человека покоя совести, братского мира в
отношении к ближним; грех ссорит людей между
собой, натравливает друг на друга, из друзей
делает врагов. Долголетний и нераскаянный грех
может довести человека до отчаяния – самого
тяжкого из всех грехов. Неисчислимо тяжелы
последствия греха, и велика его власть над душою
человека.
Связь грехов между собой
Как разнообразен грех, отравляющий
нашу душу! Мы грешим и словами, и делами, и
мыслями. Мы грешим друг против друга, против
самих себя, против своей бессмертной души, против
Господа Бога, своего Небесного Отца, платя Ему за
Его бесчисленные дары, за неиссякаемую Его
любовь к нам жестокой неблагодарностью наших
сердец и нежеланием исполнить Его волю.
Мы знаем, как грехи связаны между собой, как один
грех вводит в сердце за собою другой. Вспомним о
христианских добродетелях. Они неразрывно
связаны между собой, образуя золотую цепь. Кто
научит себя одной добродетели, приобретет одно
доброе свойство – тот вместе с тем приобретает и
другое... Добродетели христианина представляют
собой ступени, которые образуют одну целую
лестницу.
Такую же цепь образуют собой и грехи – только,
конечно, не золотую, а порочную. Они все
органически связаны один с другим: один
непременно влечет за собой другой. Как змеи,
вползают грехи одни за другим в сердце человека.
Разве не так? Кто завидует – начинает осуждать;
кто осуждает – тот, значит, разжигает в себе семя
злобы и так далее.
Мы насыщены грехами, но часто не отдаем себе
отчета в том, что наше сердце, наша бессмертная
душа – во власти греха. Мы не замечаем того, что
плывем по греховным волнам, а они несут нас, наши
бессмертные души, к вечной гибели.
О греховном сне
Человек, погружающийся в бездну
грехов, мертвеет душой. О таком человеке сказано
в слове Божием, что он будто жив, но он мертв (Откр. 3,
1). Конечно, не каждый грешник впадает в состояние
такой духовной смерти. Но ведь и мы с вами, каждый
из нас, носит в себе как бы семя, зачатки такой
смерти, такого глубокого, беспробудного сна.
Разве это не сон, если мы забываем о том, что нас
ждет смерть, что после смерти каждого из нас
ожидает отчет перед лицом Того, Кто дает нам
жизнь и прекращает ее? Разве это не сон, если мы
согрешаем сегодня, завтра, послезавтра и уже не
думаем о том, что согрешаем, привыкаем к своему
греху и смотрим на него как на естественное
проявление наших чувств, мыслей и желаний?
Разве это не сон наш, если мы, стараясь питать
свою душу земной пищей, тленной, развлекая ее
суетой, забываем о том, что наша бессмертная душа
нуждается в другой пище – в той духовной пище,
какою Господь повелел питать наши души? Разве это
не сон наш, если мы не видим, в состоянии своей
греховности, что душа наша, как сказано в Слове
Божием о грешной душе, и несчастная, и жалкая, и
нищая, и слепая, и нагая (Откр. 3, 17).
Борьба с грехом
Грех – это самый страшный из наших
врагов, и борьба с ним трудна потому, что он
самыми разнообразными путями нападает на
человека и подчиняет его себе: и через глаза, и
через уши, и через руки входит грех в нашу душу и
непосредственно рождается в глубине нашего духа.
Страшен он и потому, что не всегда открыто
нападает на нас, и тогда мы не можем
приготовиться отразить его нападение. Он
надевает на себя личину, манящую нас к нему, и
нередко совсем незаметно для нас вползает в
сердце. Этот враг – хитрый и коварный, и часто нам
бывает трудно и увидеть, и осознать его
коварство. Борьба с этим врагом трудна еще и
потому, что он никогда не нападает на нас в
одиночку: один грех всегда ведет за собой другой.
Достаточно человеку вступить на путь лжи, как в
его сердце рождаются и осуждение, и клевета, и
злоба. Все эти грехи связаны между собой одной
цепью.
Грех – это страшная зараза. Если человек,
уколов себе палец, внесет через этот укол в свое
тело заразу, то у него начинает болеть,
лихорадить все тело. И грех, как бы он ни вошел в
нашу душу – через зрение, через слух, через руки
или ноги, – заражает все наше внутреннее
духовное существо: и сердце пленяется грехом, и
думает человек о грехе, и воля его хочет
повторения греха. Грех – это яд, которым
отравляется наша богоподобная, бессмертная душа,
и если этого яда мы не извлечем из сердца, то душа
будет обречена на вечную смерть.
Грех – это сети, в которых запутывается наша
душа, как птица, попавшаяся в сети ловца, лишаясь
свободы и проявления своей воли.
Грех – это стена, которая создается между нами и
между Богом, ибо мерзость пред Господом – путь
нечестивого (Притч. 15, 9), и разрушить эту
стену может только наше покаяние.
Грех – это камни, закрывающие нам вход в Царство
Небесное, потому что нераскаянный грешник
лишается счастья наследовать то, что Господом
приготовлено для Его детей.
Итак, видя в грехе своего самого страшного врага,
какой только может встретиться человеку в его
земной жизни, будем бороться с ним. Пока мы еще
живы, ходим, видим, пока в груди не перестало
биться живое сердце, надо спешить очищать себя
покаянием и приобретать вместо гордости –
смирение, вместо злобы и жестокости –
сострадание и любовь, вместо плотской нечистоты
– целомудрие и воздержание.
Статья подготовлена при поддержке компании «ПЛ-ЛЮЧЕНТЕ». Если вы решили безопасно продать золото, но не знаете где это сделать выгодно и безопасно, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ПЛ-ЛЮЧЕНТЕ». Перейдя по ссылке: «скупка золота 585», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о пунктах приема золота. В компании «ПЛ-ЛЮЧЕНТЕ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
Митрополит НИКОЛАЙ (Ярушевич)
Трудно спастись! Да ужели без
труда хотите вы получить вечную жизнь в
блаженном соединении с Богом, с Богоматерью, с
ангелами, со всеми святыми? Ужели без труда
самоочищения при помощи благодати, без труда
молитвы, бдения, без милостыни, без кротости, без
смирения, без воздержания! Для приобретения
земных благ трудиться не считаем лишним – и
трудимся, часто всеми своими силами, а для
получения вечного блаженства не желаем
потрудиться, опускаем руки. Да и нет того, чтобы
дело спасения было крайне трудное: иго бо Мое
благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30), –
говорит Спаситель. Да, при помощи Божией оно
становится мало-помалу легким, хотя вначале и
затрудняет его упорная борьба с грехом.
Благодать Божия изменяет и может изменить к
лучшему всякое сердце, сотворить со всяким
человеком чудо спасения, только бы сам человек
веровал, хотел спастись, искал спасения, познал
бездну грехов своих и то, какую бездну они
изрывают между согрешающими произвольно и между
Богом. Только бы покорялся спасающей его
благодати Божией и не отталкивал от себя
спасающую десницу Божию. Были и есть тысячи
примеров спасения людей, которые были прежде
рассеянны, легкомысленны, жестокосерды,
подвержены всяким страстям. Они вняли слову
Божию, не воспротивились, последовали ему – и
спаслись, и теперь блаженствуют в Царстве
Небесном. Нет ничего невозможного для Бога: Он
может и закоренелого грешника спасти.
Умягчи, как воск, свое сердце огнем благодати
Святого Духа и слезами покаяния, исторгни из
сердца терния греховные, хотя это прискорбно,
болезненно, ибо они сделались твоей второй
природой. Ты не можешь, говоришь, но благодать
Божия всесильна: она поможет тебе совершить
легко все дело твоего спасения.
Праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
|
|