Радость встречи и радость разлуки
Вознесение Господне. Икона XVII в. Новгород
Мы с вами, возлюбленные други мои,
находимся еще в переживаниях величайшего
события преславного Воскресения Христова.
А сегодня мы празднуем торжественное событие,
имеющее огромное значение для нашей
христианской Церкви, для всего человеческого
рода. Сегодня Церковь напоминает нам о
вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа.
"Взошед на небеса отонудуже и сошел
еси..." – поет сегодня Святая Церковь,
подчеркивая этим величие нашего Спасителя и
Господа. Он был от начала на небесах и сошел на
землю, дабы спасти погибающий род человеческий.
Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив
великое Свое земное служение, Он опять
возвращается к Своему Отцу туда, где пребывал и
раньше.
Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру
Божественную истину, направить людей на путь
покаяния и спасения. Даровать людям избавление
от вечной смерти.
И вот, совершив дело спасения человеческого рода,
примирив Бога с людьми, Господь возносится на
небо...
Праздник Вознесения сочетает в себе радость
встречи и радость разлуки.
После искупительных страданий Учителя смерть
разлучила апостолов с Ним. В скорби находились
они. Но, как мы знаем, после славного воскресения
Своего Господь много раз в течение сорока дней
(от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с
ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников
со своим Божественным Учителем, несомненно, была
радостью для них.
Но вот наступила последняя встреча. Последняя
беседа Учителя с учениками. И за ней последовала
разлука на долгие, долгие времена. До самого Его
Второго пришествия на землю.
Надо бы печалиться... А апостолы и
ближайшие ученики Христовы, еще маленькая
Церковь, которая уже создалась на земле,
находятся в радости...
Евангелист Лука повествует нам, что по
вознесении апостолы с радостью вернулись в
Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были
подготовлены Самим Господом.
Мы знаем, что ближайшие ученики Спасителя были
неразлучны с Ним во все дни Его земной жизни.
Наслаждались беседой с Ним. Слушали Его поучения.
Видели чудеса, творимые Им...
Правда, тогда они еще не все полностью и
правильно понимали, так как еще не были
просвещены Святым Духом. Но им было радостно
видеть своего Божественного Учителя, исполнять
Его повеления. И потому, когда Он на Тайной Вечери
говорил им о том, что Ему надлежит и пострадать, и
умереть, и в третий день воскреснуть, и затем
совсем уйти от них, Он, конечно, заметил, что они
опечалились.
Утешая их, Спаситель сказал им: "Если бы вы Меня
действительно любили, вы радовались бы, что Я иду
к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошел к
Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и
вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя,
Который наставит вас на всякую истину" (ср.: Ин.
14, 28).
Как видите, ученики Христовы были подготовлены к
предстоящей разлуке, и потому они радуются.
Радуются они за своего Господа и Учителя, так как
знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему
принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род
человеческий.
Господь вознесся на небо для того, чтобы
приготовить его к принятию всех истинных Своих
последователей.
Иду уготовать место вам, – говорил
Он апостолам, а в их лице и всем нам, – и аще
уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе:
да идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 14, 2–3).
Разве это не радость для учеников?
Вдумайтесь хорошенько в слова Спасителя! Сколько
в них любви и попечительной заботы о людях!..
Он оставил за земле Свое Божественное учение,
указал путь, идя по которому мы можем достигнуть
вечной блаженной жизни в неизреченном Царстве
Божием. Для искупления наших грехов принял
человеческую плоть. Освятил ее Своей
Божественной силой и с этой преображенной плотью
вознесся на небо. На то высшее небо, где особенно
пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни
смерть, где пребывают только святость и правда,
где Бог открывает Свою славу в неприступном
блеске. И вот там, в этом месте постоянного
присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел
приготовить место всем истинным последователям
Его. Своим вознесением на небо Господь с
очевидностью засвидетельствовал, что Он
воистину Сын Божий и истинный Бог. Ведь
возносился Он на небо Сам, Своей собственной
силой, показав при этом Свое Божественное
величие.
Небо, на которое вознесся Господь, – конечно, это
не то звездное небо, которое мы с вами видим над
собой. И не бесконечное мировое пространство, но
высшее небо – место вечного пребывания
Превечного Бога.
Вознесшись на небо и седе одесную Отца, Господь
Спаситель показал тем самым, что как Сын Божий Он
и раньше имел власть единую со Отцем. Но теперь
получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся
в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из
мертвых.
Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте.
А вот теперь Свое человеческое естество, которое
Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному
Престолу Божию.
Это ли не причина радоваться, несмотря на то, что
для этого необходимо расставание с Божественным
Учителем.
Радость учеников и апостолов еще
большая, чем наша.
Они осознали величие Того, с Кем они находились в
близком общении как друзья. Вы други мои... –
так называл Господь Своих учеников (Ин. 15, 14).
Но и для нас, живущих на земле, великая радость.
Вознесся Господь, плотию Своею вошел в славу
Отчую – и теперь мы, как говорит святой Иоанн
Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим,
что в самых глубинах тайны Святой Троицы
находится человек! Человек Иисус Христос!
Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной – Человек...
Мы сказали вначале, что Вознесение – это
праздник разлуки... Но какая разлука!.. Восходит
Господь на небо и с Собою в тайну Божественной
жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь
человек представляет собой! И понятна теперь нам
радость апостолов.
У них теперь было уже все: было небо на земле, была
вечность в них самих и они были в вечности.
Вот и нам, возлюбленные, надо стремиться иметь
такое же сознание.
Вознесение Господне на небо имеет ближайшее
отношение к нашему спасению, к личному спасению
каждого из нас.
В разлуке с Господом во время Его вознесения мы
видим проявление любви Божией к людям,
указывающей нам наше человеческое призвание.
Как поучает апостол Павел: ...вышних ищите, идеже
есть Христос одесную Бога седя: горняя
мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 1–2).
Для осуществления этого высокого призвания
верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из
земного мира, Он не слагает с Себя попечения о
Своей Церкви. Он обещал апостолам: И се Аз с
вами... во вся дни, до скончания века... (Мф. 28, 20).
Все великие наши праздники – это, други мои, не
только воспоминание о том или ином евангельском
событии или событии церковной истории.
Но это светочи, указывающие нам верный путь к
вечной жизни, пути совершенствования наших душ.
Господь все сделал для нашего спасения. Своим
вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в
небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем
или остановимся где-либо на полдороге – зависит
от нас.
Как уже было сказано, по вознесении
Господа на небо теперь одесную Бога Отца
находится Сын Человеческий, облеченный нашей
человеческой плотию. И Он облекся в нее не на
краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и
дивные свойства сотворенного Им мира. А именно:
все Им сотворенное способно быть духовным и
богоносным.
И здесь становится очевидным и величие человека,
и то высокое назначение, которое уготовал
человеку Бог.
Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно
подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А
вера выше знаний, потому что она всесильна, и
именно там, где знания бессильны.
Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения
Господня, обретена человеком возможность быть
всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом
Спасителем.
Итак, возлюбленные други мои, во свете вознесения
Христова нам ясен наш земной путь и наше
назначение – быть соучастниками славы Божией.
Обратим свой взор к небу – туда, куда вознесся
Христос. Святая Церковь зовет нас всегда, а
особенно в этот день напоминает нам, что там, куда
вошел Господь, вечные обители праведных. Там
радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная
жизнь!
Как было сказано вначале, в день Вознесения
Господь разлучился со Своими учениками надолго
– до Второго Своего пришествия. Но, вознесясь на
небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное
духовное наследие – Свое благословение. Господь,
возносясь, благословлял учеников и не переставал
благословлять, пока не скрыло Его облако. Это
всеутверждающее и всеосвящающее Божие
благословение навсегда запечатлелось в памяти
учеников. Его пронесли по всему миру святые
апостолы и проповедники христианства. Его
чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать,
что оно всегда живо и действенно, всегда
исполнено благодатной силы, всегда несет с собою
Божие дарование, возносит наши души и сердца к
Богу. В этом благословении наша радость и
источник сил. Аминь.
Архимандрит ИОАНН (Крестьянкин)
(Печатается в сокращении)
|