"Во всем хвалите Пресвятую
Троицу"
Ищите во всем великий смысл.
Преподобный Нектарий Оптинский
Рождение моей дочери совпало с Троицыным
днем. Жена впервые рожала и потому очень боялась.
А пожилая нянечка из роддома утешала ее:
"Ничего не бойся. У нас на Троицу кто родится –
все живы остаются. И вообще все в порядке
бывает".
И вот я думаю: почему русский человек так
почитает Троицу? Сколько на Руси храмов
поставлено во имя Святой Троицы! Только в одной
Москве их пятнадцать, возрожденных сегодня!
Сколько иконописцев писали и пишут Троицу.
Выдающийся богослов и священник Павел
Флоренский как-то сказал: "Если есть
"Троица" Рублева, значит, есть Бог!"
А сколько пословиц и поговорок, связанных с
почитанием Пресвятой Троицы, сложено в народе –
и не счесть!
В романе замечательного русского писателя Ивана
Шмелева его герой Горкин о Троице говорит так:
"Троица-то? А небось учил в книжке, как Авраам
Троицу в гости принимал... Как же ты так не знаешь?
У Казанской икона вот... три Лика с посошками, под
деревом, и яблочки на древе. А на столике хлебца
стопочка и кувшинчик с питием. А царь Авраам
поклонился, руки сложил и головку от страха
отворотил... Пойдет завтра Господь во Святой
Троице по всей земле... Земля Ему всякие цветочки
взрастила, березки, травки всякие... Вот и понесем
Ему, как Авраам-царь".
"Во всем хвалите Пресвятую Троицу" – так
всегда наставляли русских людей и старцы в
обителях, и духовники в приходах. Наказ этот
звучал еще до официального Крещения Руси святым
равноапостольным князем Владимиром. Его бабка,
благоверная Ольга, еще в Византии принявшая
святое крещение, впервые поставила во Пскове
Троицкий храм, тем самым выразив свое почитание
Единому в Трех Лицах.
Ведь и человек создан тоже как троичная ипостась,
соединяя в себе дух, душу и тело в единое и
нераздельное творение, именуемое человеком.
Тайна Святой Троицы указывает на близость Бога к
миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас, а значит,
и во всем окружающем нас мире.
Однако не будем далее углубляться в исследование
этой величайшей тайны. Давайте лучше посмотрим,
как этот символ троичности вдохновлял русских
людей в битвах за Отечество, как он стал наконец
нашим национальным флагом.
Еще святой князь Александр Невский вел
русское воинство на Ледовое побоище со словами:
"За Святую Троицу!" И русские победили
ливонцев. Освобождение Руси от татарского ига
также начиналось под символом Троицы, когда
преподобный Сергий Радонежский отдал
благоверному князю Димитрию Иоанновичу,
готовящемуся к сражению на Куликовом поле, двух
своих иноков-воинов – Пересвета и Ослябю – из
основанной им Троицкой обители.
Сохранилось свидетельство Сигизмунда
Герберштейна, автора "Записок о Московии",
составленных им в XVI веке, где он говорит, что
"свои титулы они (то есть великие князья. – М.Б.)
издавна писали в трех кругах, заключенных в
треугольник. Первый из них – верхний – содержал
следующие слова: "Наш Бог – Троица,
пребывающая прежде всех век, – Отец, Сын и Дух
Святый, – но не три Бога, а один Бог по
существу".
Только тогда, когда стольный град Владимир был
разорен татарами и столица Древней Руси
перенесена была в Москву, великокняжеский символ
изменился на конного всадника, поражающего
копьем пасть дракона. Святой Егорий стал отныне
считаться гербом Московии.
Однако через несколько столетий в Большой
государственной печати царя Иоанна Грозного
вновь возникает троичный символ и читается как
"Бога, в Троице славимого, милостью великий
государь, царь и великий князь..."
В конце XV века, когда Российское государство
приняло официальный герб в виде двуглавого орла,
троичный символ вновь обнаружил себя в трех
венцах над головами орла, которые были еще в
венце византийских Палеологов, а те, в свою
очередь, унаследовали это изображение от первого
римского императора Августа кесаря.
Окончательно такое изображение
государственного герба России было утверждено
при царе Алексее Михайловиче, где верхний
(средний) венец символизировал Бога Отца, а два
других венца над головами орла – Бога Сына и Бога
Духа Святого.
Этот же символ Троицы мы наблюдаем и в
православном перстосложении при крестном
знамении.
Это же значение Троицы легло в основу и первого
российского триколора, который выбрал Петр I в
качестве символа морского флота нашего
государства. И этот выбор императора также не
противоречил обычаю Древней Руси почитать и
славить Святую Троицу.
В период же правления императора Александра III
петровский триколор стал использоваться и как
государственный штандарт.
В конце XIX века резко обострились споры о
правомочности петровского триколора по
отношению к триколору образца 1858 года
(черно-золото-белый в отличие от
бело-сине-красного). Один из исследователей этого
вопроса писал в 1911 году: "Русский национальный
цвет должен быть тождествен с цветом
государственного герба и императорского
штандарта, усвоившими черную финифть и золотой
металл, и цвет бело-сине-красный не имеет ничего
или весьма мало общего с ними как вынесенный к
нам с Запада..."
Правительственные совещания с целью выяснить,
какой же флаг является истинно национальным для
России, шли вплоть до Февральской революции,
которая поставила точку в этом затянувшемся
споре, выбрав петровский триколор.
И вот уже в наше время V Съезд народных депутатов
РСФСР подтвердил выбор, сделанный
правительством России в начале 1917 года, утвердив
бело-сине-красный триколор в качестве
государственного флага новой России.
Теперь, если вглядеться внимательнее в этот
троичный символ нашей Родины, то мы увидим, что
это не только "три Лика с посошками под
деревом, и яблочки на древе", как пишет
И.Шмелев. Это великий символ нашей истории и
нашей государственности.
Символ этот имеет свою историю, уходящую в седую
старину, и, с благословения Пресвятой Троицы,
указывает нам путь к Истине. Ибо "все события,
которые происходят вокруг нас и с нами, имеют
смысл. Ничего без причины не бывает".
Михаил БАРАНОВ,
участник Общероссийского общественного
движения "Россия православная"
Спонсор публикации статьи: интернет магазин эксклюзивной парфюмерии iPerfume. На страницах магазина, который располагается по адресу http://iPerfume.ru, Вы найдете большой ассортимент мужских и женских духов. На Ваш выбор такие ароматы, как Montale Crystal Flowers, Illuminum Tribal Black Tea, Chanel Eau de Cologne, Bois 1920 Agrumi Amari di Sicilia и множество других. Выгодные цены и бесплатная почтовая доставка по всей России, позволят сделать приятную покупку с экономией Ваших денег и личного времени.
Основа жизни – вера в Бога
Основное начало человеческой
нравственности есть вера в Бога. Орган духа
нашего, которым усвояется эта вера, есть сердце.
Жизнь сердца шире жизни умственной. Оно
пробуждается раньше ума, и не мыслями, не
понятиями, а впечатлениями. Святой апостол Павел
говорит о целых народах, что Бог поселил каждый
из них в своем месте и окружил благами и
красотами природы с целию, не ощутят ли Его и не
найдут ли Его, хотя Он недалеко от каждого из нас.
Если целые народы в известной стране должны
сначала ощутить Бога как Благодетеля, потом найти
Его по делам дел Его и затем уже возвышаться умом
в познании Его, то тем более этим путем
богопознания должны идти дети в семействе,
которое составляет для них весь мир. И как
облегчен этот способ богопознания в области
Божественного Откровения и в Православной
Церкви!
Мать-христианка, даже не получившая никакого
научного образования, становится учителем
богопознания для дитяти с самого его рождения.
Приняв его от купели крещения с верою, что оно
есть чадо Божие, возрожденное для вечной жизни,
она смотрит на него не только с любовью, но и с
уважением. Она наблюдает, чтоб оно не оставалось
ни на минуту без святого креста, возложенного на
него при крещении; она пред глазами дитяти
прикрепляет в колыбели святую икону; она
призывает к ней ангела-хранителя. Едва покажутся
в глазах дитяти первые признаки сознания, едва
начнет язык его намекать первые слова, она
подносит его к кивоту, освещенному лампадою, и,
указывая на икону Спасителя, говорит ему: "Это
Бог!"
И счастливо дитя, которое вместе с первыми
речениями, доступными для его языка, усвоит это
святое и достопоклоняемое имя!
Архиепископ АМВРОСИЙ (Ключарев)
|
|