"Мы стремимся к
взаимоуважительным отношениям"
Из интервью Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II газете "Известия"
Первый вопрос, заданный Святейшему
Патриарху, касался проблем взаимоотношений
Русской Православной Церкви с Ватиканом.
Святейший Патриарх отметил, что сегодня
"совершаются деяния, противоречащие
общепринятой практике межгосударственных и
межцерковных отношений, взаимного уважения и
стремления учитывать интересы друг друга". Он
напомнил, что католические епархии были
учреждены в России без каких-либо
предварительных консультаций и переговоров с
Русской Православной Церковью. Применительно к
сфере межчеловеческих отношений подобный образ
действий рассматривался бы как бесцеремонность.
О том, что именно так были восприняты
недружественные инициативы Ватикана,
свидетельствуют заявления нашей Церкви и МИД
России. Ибо речь, в сущности, идет о том, что по
благословению папы Римского в России были
учреждены католические структуры, параллельные
соответствующим структурам Православной Церкви,
а наша страна, имеющая тысячелетнюю православную
традицию, обрела двусмысленный статус
"церковной провинции" Ватикана.
"У нас нет причин опасаться заметного роста
католического влияния в России, – отметил
Святейший Патриарх. – Мы лишь стремимся к
взаимоуважительным и конструктивным отношениям
с Римско-католической Церковью. Хотел бы
подчеркнуть: наша Церковь принципиально не
приемлет попыток перенесения на сферу
межконфессиональных отношений идеологии и
принципов рыночной конкуренции".
"Что же касается обвинений в "использовании
двойного стандарта", когда нам указывают на
наличие в Западной Европе епархий Русской
Православной Церкви, то, во-первых, православные
священники окормляют в основном
соотечественников и единоверцев, находящихся за
рубежом, а во-вторых, наши епархии до сих пор не
могут получить официальную регистрацию во
Франции, Австрии или Аргентине, где традиционно
сильны позиции Ватикана.
Не всем известно также, что накануне
обнародования решения о католических епархиях в
России Римский понтифик встречался с делегацией
нашей Церкви, приезжавшей по приглашению
Ватикана в Ассизи. Но в тот момент папа Римский ни
словом не обмолвился об уже принятом им решении.
Справедливости ради надо отметить, что
Русская Православная Церковь поддерживает
добрые связи с отдельными католическими
епархиями, монастырями, учебными заведениями и
благотворительными организациями, простыми
верующими Римско-католической Церкви. Но это не
те католики, которые приезжают к нам с
единственной целью — обратить в свою веру как
можно больше российских граждан. Поэтому ссылка
кардинала Каспера на некую "помощь" нам
католических структур в данном случае абсолютно
неправомерна. Тем более что некоторые
католические организации, сотрудничающие с
нашей Церковью в образовательных, социальных,
благотворительных и иных программах, не скрывают
своего негативного отношения к односторонним
действиям Ватикана в России.
– Не ощущаете ли Вы давления со стороны
политических сил с целью изменить Вашу позицию в
контексте вообще процессов глобализации? Не
усилилась ли кампания по дискредитации Русской
Православной Церкви?
— Мы не вправе игнорировать тот факт, что
Православная и Католическая Церкви являются
реальными и влиятельными духовными силами в
Европе и в мире. Мы убеждены, что Московский
Патриархат, Ватикан, другие Поместные
Православные и иные европейские Церкви призваны
к взаимодействию с различными институтами
объединяющейся Европы во имя того, чтобы в ходе
интеграционных процессов религиозный фактор
жизни народов не оказался вытеснен на периферию
общественного внимания.
Что касается вопроса о деятельности Ватикана в
России в контексте процессов глобализации, то мы
не склонны усматривать здесь прямую взаимосвязь.
Вместе с тем претензии Ватикана на планетарное
измерение просматриваются вполне отчетливо.
Практически это стремление проявляется в
практике прозелитизма, в жестоких утеснениях
православного меньшинства греко-католиками в
западных областях Украины. В основе подобной
политики лежит нежелание считаться с
традиционными религиозно-культурными
ценностями православных народов. Впрочем,
история свидетельствует, что католическая
экспансия в России чаще всего хронологически
совпадала с периодами временного ослабления
Русского государства и Православной Церкви.
Достаточно вспомнить попытки Ватикана завязать
диалог с большевистским правительством в разгар
жесточайших гонений на Православную Церковь или
активное участие греко-католиков в деятельности
националистических, прежде всего антирусских,
сил.
— Каковы могут быть условия
примирения с Ватиканом?
— Как уже не раз заявлялось Русской
Православной Церковью, имеется принципиальная
готовность к встрече ее Предстоятеля с папой
Римским Иоанном Павлом II. Однако такая встреча
может состояться лишь после того, как будет
выработана общая позиция по основным вопросам
межцерковных отношений. В частности, обе стороны
должны осудить прозелитизм во всех его формах,
согласиться относительно недопустимости унии
как метода достижения единства в прошлом,
настоящем и будущем, признать и неукоснительно
соблюдать принцип канонической территории.
Иными словами, прежде всего должен найти
окончательное разрешение затянувшийся конфликт
между греко-католиками и православными на
Западной Украине, где были фактически
разгромлены три православные епархии —
Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская.
Кроме того, Ватикан должен отказаться от
практики прозелитизма среди традиционно
православного населения России и стран СНГ.
— Возможен ли такой вариант
возобновления диалога, при котором Ваша встреча
с папой Римским состоится на нейтральной
территории?
— Встреча Предстоятеля Русской
Православной Церкви с главой Ватикана однажды
уже планировалась и должна была состояться в
Австрии в 1997 году. Была проделана огромная
подготовительная работа, стороны в
предварительном порядке согласовали
чрезвычайно важные для будущих
православно-католических отношений итоговые
документы. Однако этот шанс был упущен по вине
католической стороны, когда папа Римский из уже
подготовленных к подписанию документов
собственноручно исключил вопрос об отношениях
между православными и греко-католиками на
Западной Украине.
Подобная встреча будет иметь смысл только в том
случае, если послужит уврачеванию доныне
кровоточащих ран прошлого, реальному разрешению
болезненных проблем двусторонних отношений. Нас
же пытаются убедить в том, что главное — сам факт
встречи предстоятелей двух Церквей. Однако визит
папы Римского на Украину свидетельствует:
подобный формат встречи не способствует решению
накопившихся вопросов и чреват еще большим
обострением существующих в обществе разделений.
— Какие события в мире тревожат Вас
более всего? И что вызывает оптимизм?
— Наше время богато тревожными
тенденциями. Многие из них являют собой прямые
вызовы хрупкому миру на земле и самой
перспективе выживания человечества.
Традиционный мировой порядок, основанный на
принципах суверенитета и территориальной
целостности государств, сегодня уступает место
новому, базирующемуся на принципе глобальной
ответственности и "праве сильного".
Нравственным обоснованием мирового порядка
становится не справедливость, а своеволие.
Сегодня мы стоим на пороге мироустройства, в
котором любовь к ближнему подменена
политкорректностью, терпимость к чужим взглядам
— безразличием; нашему взору предстает мир, все
устремления которого направлены на получение
прибыли любой ценой. Беспокоит и стремительное
расползание очагов напряженности по лицу земли.
На мой взгляд, в основе названных тревожных
явлений лежит определенное стремление к
навязыванию миру культурной и мировоззренческой
унификации. Навязывание "универсальной
формулы счастья" всем народам без учета их
культурного, этнического, религиозного и
политического своеобразия будет иметь
разрушительные последствия.
В то же время осторожный оптимизм вызывает
внимание, оказываемое правительствами многих
стран и европейскими международными
организациями мнению институтов гражданского
общества, к числу которых относятся и
религиозные объединения. Нельзя считать
религиозные убеждения людей и целых народов
исключительно частным делом, чем-то неважным,
ведь для верующего человека верность Богу и
нравственная обязанность жить в соответствии со
своими убеждениями дороже самой жизни! Поэтому
можно только приветствовать готовность общества
к тесному сотрудничеству с религиозными
объединениями в деле решения насущных проблем
современности.
Служба коммуникации Отдела внешних
церковных связей Московского Патриархата
|